У Лукашенко теперь своя \"Санта-Барбара\"

На модерации Отложенный

Пока Европа говорит о диверсификации поставок газа на свой рынок за счет более активного привлечения новых стран, в соседней с нами Белоруссии такая программа уже вовсю начала реализовываться. Второго мая, пока одни трудящиеся в наших странах были на дачах-огородах, а другие вкушали шашлыки, на Мозырский нефтеперерабатывающий завод поступила первая партия венесуэльской нефти - 4 тысячи тонн. Из тех 80 тысяч тонн, которые Венесуэла обязалась поставлять Белоруссии ежедневно.

Когда Александр Лукашенко и Уго Чавес договорились о поставках нефти, добываемой венесуэльско-белорусским совместным предприятием \"Петролера БелоВенесолана\", многим этот контракт показался похожим на шутку и попытку президента Белоруссии показать Кремлю, что Минск может и без Москвы играть по-большому. Дескать, Белоруссия, которая не имеет ни одного не то что порта, а и выхода к морю, сделала политический жест, плохо просчитав экономику проблемы. Тогда же некоторые эксперты говорили, что до реального воплощения договор не дойдет. Однако - дошло. Не успел, как говорится, и баран чихнуть.

Напомним, Лукашенко заключил договор с Чавесом в ходе своего визита в Каракас в марте сего года, а в конце апреля 80 тысяч тонн «Санта-Барбары» (так называется этот сорт нефти) уже разгрузили в порту Одессы.

Напомним, поисками новых источников для снабжения Белоруссии нефтью Александр Лукашенко озаботился после того, как Россия с наступлением нового 2010 года обложила экспортной пошлиной всю нефть, закупаемую Минском, за исключением 6,3 млн тонн, предназначенных для внутренних нужд соседей по Таможенному союзу. Сделано это было, как говорили эксперты, чтобы лишить белорусов «несправедливых» конкурентных преимуществ в продаже в Европу бензина, полученного из «беспошлинной» российской нефти.

В планах, озвученных Лукашенко, получить из Венесуэлы во втором полугодии до четырех миллионов тонн нефти, а за год в целом ― около 10 млн тонн. И это уже объемы, которые Россия не может не заметить. Ведь наши поставки в Белоруссию до недавнего времени составляли немногим более 21 миллиона тонн «черного золота» в год.

Некоторые эксперты опять начали говорить, что венесуэльская нефть, пришедшая на Мозырский НПЗ, вроде не того качества, как было обещано Чавесом.

Другие утверждают, что сделка по-прежнему имеет политический характер, поскольку экономически более эффективно было бы возить ближневосточную нефть. А потому батька, дескать, станет торговать себе в убыток. Последним я бы порекомендовал привести хотя бы один конкретный пример, когда Лукашенко хоть что-нибудь сделал себе в убыток. Он в таком случае, скорее всего, просто разорвет контракт. И потом, господа эксперты, привыкшие анализировать рыночную среду, совершенно упускают из виду, кто с кем договорился. Позволю напомнить, договорились два человека с неоднозначной, мягко говоря, в западном мире репутацией ― Уго Чавес и Александр Лукашенко. У которых экономики работают по тем законам, которые они сами для них примут.

Совершенно очевидно, что Венесуэла поставляет нефть Белоруссии не по биржевой цене. Это действительно было бы способно опустить экономическую эффективность такой давальческой переработки ниже плинтуса, хотя Каракас отправляет «черное золото» и в Японию, и в Китай. Но очевидно и то, что каждая из сторон, участвующих в процессе, помимо всего прочего, намерена и заработать на своем сотрудничестве.

В Белоруссии уже посчитали, что на переработке и последующей продаже на экспорт 4 млн тонн венесуэльской «Санта-Барбары» принесут стране около 250 млн долларов. На транспортировке венесуэльской нефти в Мозырь примерно 80 млн долларов заработает и Украина. Что для экономики этой страны тоже не лишне. Ну а Чавес, скорее всего, компенсирует свои потери от нефтяного демпинга на закупках у Минска сельхозтехники и оружия. А у Украины впереди намечается еще одна светлая перспектива от венесуэльско-белорусских соглашений. Если сотрудничество по контракту будет долгим и стороны выйдут на большие объемы, то нефтепровод Одесса — Броды можно будет запускать в прямом режиме, что удешевит доставку нефти до НПЗ в Беларуси.

В этой сделке еще достаточно много темных пятен, чтобы можно было оценить ее более корректно, но одно уже сейчас можно констатировать: Александр Лукашенко, обретя свою «Санта-Барбару», сделал ход, которого от него никто не ожидал. Речь не о договоре даже, а о том, что он начал реализовываться. И если не для Москвы, то для своих соседей и для Европы продемонстрировал свою автономность и независимость.