Колбаса, ГОСТ и ТВ

На модерации Отложенный

Взгляд изнутри: как делают потребительские расследования на отечественном ТВ

«Потребительское расследование» - жанр для отечественной телевизионной журналистики относительно новый, а потому склонный больше к желтой сенсационности, чем действительно к здравому анализу. Зритель наш любит, чтобы его развлекали... смехом и страшилками. А телеканалы очень любят деньги. Чем выше рейтинг зрительских симпатий, тем дороже будет стоить для рекламодателей время в передаче. Смешного в потребительском расследовании мало, зато страху выше крыши.

Не будем далеко ходить, и поговорим о колбасе - а она для народа «продукт стратегический». Какой только «правды» о колбасе в последнее время зритель ни узнал! Ну, во-первых, 30 % импортной говядины, на самом деле, мясо австралийских кенгуру. Во-вторых, в колбасе полно химикатов. Я уж не говорю о трансгенной сое, от которой мы уже все давно должны были «откинуть ноги», как те лабораторные крысы, коих этой соей кормили безжалостные генетики.

Как человек, проработавший 4 года в потребительской программе на одном из столичных телеканалов, могу откровенно признаться - по большей части это журналистские мифы. Их причина, с одной стороны, редакционное задание «сделай сенсацию», а с другой - абсолютная закрытость самих производителей. Ну, не будем же мы считать «открытостью» те абсолютно лизоблюдские статьи, что время от времени появляются в профильных глянцевых изданиях. Мясокомбинатам, действительно есть, что скрывать, - это постулат, которым руководствуется любой журналист, приступая к созданию очередного опуса на колбасную тему. Неподкупный борзописец подключает тяжелую артиллерию в лице независимых специалистов мясной отрасли и экспертных лабораторий, кои за умеренную плату готовы провести любые анализы - только плати. Конкуренция на рынке предоставления экспертных услуг огромная. И чем удаленней от Москвы и в более бедственном положении находится лаборатория, тем больше шансов, что ее сотрудники обязательно что-нибудь да найдут. Найдутся и специалисты-правдорубы, готовые поделиться секретами мясных технологий, которые позволяют творить колбасу не из мяса, а из навоза. Специалистами, как правило, оказываются обиженные и уволенные работники мясокомбинатов, которые с удовольствием раскрывают «чудеса мясной кухни» своих бывших работодателей.

«Священная корова» российских колбасников

Колбаса по ГОСТу - в сознании потребителя это нечто близкое к идеалу, если уж и не совсем натуральная, то уж точно безопасная. Телевидение отечественное в этом смысле постаралось на пять с плюсом. Что ни «контрольная закупка», то проверка на соответствие государственному стандарту качества. Люди в белых халатах на фоне подсвеченных софитами склянок и колбочек с разноцветной жидкостью повествуют - кому сегодня достанется первое место. «Сколько животного белка производитель не пожалел»... Вот вывод из очередной «Контрольной закупки» от 15 апреля сего года, где разносили молочные сосиски: «Чем выше показатель массовой доли белка, тем больше пищевая ценность продукта. Победителем становятся сосиски торговой марки «Богатырь».

А теперь скажем «стоп!» Вы всё еще думаете, что «животный белок» - это что-то вроде говяжьей или свиной вырезки? А слышали ли вы о том, что такое «мясо механической обвалки»? А о белковом стабилизаторе и из чего его делают - знаете? Нет?!! Тогда рассказываю. «Мясо механической обвалки», в Европе обозначается аббревиатурой MDM - это кости с остатками мяса, измельченные в куттере до состояния пюре. Похожую субстанцию представляет и белковый стабилизатор. В этом случае в ход идут свиные шкурки, куриная кожа и сухожилия.

Самое интересное, что никакого обмана потребителя в этих манипуляциях нет, ведь всё делается по закону, т.е. в соответствии с ГОСТом. Прибыль, как вы понимаете, колоссальная. Ответственности никакой. Знай, соблюдай ГОСТовский показатель животного белка, и никакой «эксперт» носу не подточит. А о том, из чего на предприятии делают «животный белок» - покупателю знать не обязательно. Да и «Контрольная закупка» поддержит использование белка своим выводом о его ценности, от которого у любого технолога волосы дыбом не только на голове.

В общем, ситуация такова, что трудящиеся млеют от надписи ГОСТ на батоне колбасы, журналисты делают победителем сосисочных состязаний «Богатыря», отдавая честь белковым стабилизаторам, а колбасники - в панике.

Даже те, кто производит достойный продукт, шарахаются от телекамер, как от свиного гриппа и, возможно, правильно делают.

И ситуация это обернулась для наших колбасников большой бедой. «Вместо ожидаемого сезонного роста - продажи падают!» - эта цитата из открытого письма мясопереработчиков не кому-нибудь, а самому премьеру Владимиру Владимировичу Путину. Виною всему, по мнению авторов, журналисты, которые «формируют образ колбасных изделий как «отравы», «химикатов» и дискредитируют добросовестных производителей и мясную промышленность в целом». Впрочем, ответа на главный вопрос «сколько на самом деле мяса в колбасе?» - вы в письме не найдете. Среди подписавшихся 7 мясокомбинатов из Саратовской, Волгоградской и Новосибирской областей и не одного московского. Из чего напрашивается вывод, что у столичных колбасников дела идут не настолько плохо. Однако, на лицо явное отсутствие корпоративной солидарности.

Первой ласточкой того, что не всё в порядке в производстве отечественных мясопродуктов, был случившийся пару-тройку лет назад так называемый «соевый кризис». Журналисты вслед за своими европейскими и американскими коллегами подняли вопрос о наличии в продуктах питания трансгенных ингредиентов. Мясокомбинаты, дабы не потерять объемы продаж и лица, один за другим ринулись лепить на свою продукцию наклейки с надписями «без сои», а покупатель пытался почувствовать в ней вкус настоящего мяса. Получалось это не всегда.

Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в ответ на критику как-то признался: «Ругать мясокомбинаты за то, что они кладут мало мяса в колбасу, просто. А вы посчитайте, сколько будет стоить колбаса из мяса? ...Заводам приходится предлагать такую колбасу, которую люди смогут купить. И мяса в ней становится всё меньше». Расхождений с действующим законодательством никаких, всё в пределах ГОСТа.

Представление, что сделанная по государственному стандарту колбаса лучшая - всего лишь миф, оставшийся нам еще с советских времён. Как раз в то время, когда в Советском Союзе в эпоху тотального дефицита создавали действующий и поныне ГОСТ и искали способ - как колбасу удешевить и на что заменить в ней мясо, на Западе думали - как улучшить продукт. Для чего создали отлаженную систему контролю качества ХАССП-Мясо. До России это ноу-хау добралось только сейчас. Правда, к большим предприятиям вроде «Микояна» или «Черкизовского» - это не относится. Мотивации нет. Да и невозможно подстроить эти памятники советскому колбасному производству под европейские стандарты. Занятно, что те немногие отечественные комбинаты, которые внедрили ХАССП, построены, как правило, в постсоветский период и отличаются скромными, по сравнению с советскими монстрами, объемами производства.

Новый «мясной техрегламент», который больше года готовился в закромах Минсельхоза, и вступления которого в законную силу мясокомбинаты ждут уже в этом году, существующих ГОСТов тоже не отменит. Правда, он обяжет производителя указывать, является ли его продукт «мясным» или «мясорастительным». Но сколько в его колбасе постного (настоящего) мяса покупатель так и не узнает.

Кажется, что-то подобное мы уже проходили с молоком. Помните, пару лет назад эту шумиху с введением «молочного регламента». Как депутаты Госдумы, его утверждавшие, говорили, что теперь «молоко», сделанное из молока сухого с добавлением воды будет называться не иначе как «молочным напитком». Ну, и что? Вы такое на московских прилавках где-нибудь видели? Где те тучные подмосковные коровьи стада, что обеспечивают столичные молокозаводы самым натуральным в мире продуктом? И дело здесь не в благих намерениях российских чиновников, сколько в продажности контролирующих органов. Крупные молокозаводы не способны отказаться от использования сухого молока - столько натурального найти просто нет возможности. Также как большим мясокомбинатам («Микояновский», «Черкизовский», «Останкино» и далее по списку) не под силу отказаться от суррогатов вместо настоящего мяса.

Для предприятий, работающих на вал, ГОСТ - это «священная корова». Его они будут отстаивать до последнего. А мы, потребители, покупая колбасу, на законных основаниях вкушать перемолотые кости, шкурки и прочие «прелести» в яркой упаковке отечественного производителя.