Крестьянам пора объединяться, чтобы спастись?
Нынче в Алтайском крае озимыми и яровыми культурами засеют почти 5,5 миллионов гектаров земли, это даже чуть больше, чем в прошлом году. Уже сейчас ясно, что крестьянам предстоит работать в экстремальных условиях. И дело не только в капризах погоды, но и в том, что необходимо подстроиться под рынок с его непредсказуемыми и непонятными для фермеров правилами, к тому же нужно учесть, что многие элеваторы до сих пор заполнены зерном прошлого урожая, сообщает ИА «Казах-Зерно».
Необычная посевная: крестьяне выходят в поле на полмесяца, а то и на месяц позже, чем обычно.
От погоды зависит многое. И ряд экспертов сходится на парадоксальном факте, возможно, негативные природные условия могли бы помочь крестьянам — собрав плохой урожай в предстоящую уборочную, они автоматически смогут дорого продать то зерно, что лежит на элеваторах с прошлого года. А вот если почва будет плодородна, то возникнет вопрос — куда столько добра девать? Чтобы избежать перепроизводства зерна, краевые чиновники рекомендуют хозяйствам делать упор на кормовые культуры — сою, подсолнечник и сахарную свеклу.
По всем законам экономики, считает главный научный сотрудник Сибирского научного института экономики сельского хозяйства Галина Гриценко, должен существовать план. А регулировать рынок можно на трех уровнях — государственном, региональном и муниципальном. Что касается первого, то например, на Западе давно уже введены так называемые карточки для бедных.
Как говорит Г. Гриценко, если бы наше государство вводило такие карточки, то оно бы точно знало, в каком регионе сколько производится, а сколько потребляется того же зерна, муки, крупы, неважно.
И тогда бы можно было бы разделить регионы на три категории. Регионы, которые ввозят сельхозпродукцию, регионы, которые находятся на режиме самообеспечения, и регионы, которые являются вывозящими.
Таких регионов в России несколько, в том числе и Алтайский край. Государство должно знать, в каком регионе, какой баланс существует между объемом потребления и объемом производства. И оно должно компенсировать за счет вот этих карточек и спроса на них. Государство у вывозящих регионов должно заказывать, в возящих регионах должно по минимальной цене поставлять. У нас сегодня этим никто не занимается. Это называется государственный заказ.
Специалисты уверяют, что такой, казалось бы, непредсказуемый рынок, вполне поддается прогнозированию. И уже даже были попытки создать аналитическую группу из ученых-экономистов. Только, по словам все тех же ученых, у краевых чиновников такая организация понимания не вызывала.
Исходя из того, что вышеперечисленные условия можно выполнить только на уровне власти, эксперты говорят, что и крестьянин сам может попробовать повлиять на рынок. Для этого фермерам достаточно объединиться в кооперативы. И создавать свои элеваторы, составляя конкуренцию переработчикам, или, скажем, нанять специалиста, способного давать экономические прогнозы.
Пока это единственный выход для крестьянина, по мнению ученых, чтобы вновь не остаться с зерном и без денег, как в году прошлом. Можно, конечно, надеяться на милость погоды или рынка, что, в общем, равноценно рискованно.
Комментарии
Странно... Может быть, против российской сельхозпродукции существует лобби - в угоду сельхозпродукции импортной?
Во всяком случае, удивляет отсутствие российской сельхозпродукции на прилавках супермаркетов - тогда, как импортной завал.
При том, что в течение последнего десятка лет с районных территорий также куда-то исчезли плодоовощные рынки, где крестьяне и дачники продавали экологические овощи-фрукты, соленья-варенья. Теперь есть палатки, но в них ассортимент на удивление похож на супермаркетовский. Да и между собой палаточный товар у соседей не сказать, что отличается. С чего бы это?