Михайловский театр поставил оперу про фашизм

На модерации Отложенный

В преддверии 65-ой годовщины Великой победы Михайловский театр посвятил современное прочтение оперы «Иудейка» всем евреям, погибшим в годы Второй мировой войны. Специально для участия в этой постановке впервые Петербург посетил один из величайших теноров нашего времени - американец Нил Шикофф. Театральной публике представилась редкая возможность посмотреть на живую легенду, поэтому вчерашняя премьера в здании на площади Искусств прошла при полном аншлаге.

Переносом действия оперы из Средневековья в 1930-е годы молодой режиссер Арно Бернар хотел показать расовую и религиозную нетерпимость без привязки к конкретной эпохе. В роли инквизиторов не менее убедительно, чем нацисты, могли бы выступить и талибы, и моджахеды. Ювелир Элеазар в исполнении Нила Шикоффа в иное время тоже мог оказаться ортодоксом какой-либо другой веры, во имя которой он готов поступиться даже самым дорогим - жизнью Рахили, которую воспитал как собственную дочь. «Я пытался сделать образ Элеазара более универсальным. В мире довольно разногласий между сообществами, странами, городами, людьми, соседями. Не обязательно быть евреем и христианином, это могут быть христиане и мусульмане, евреи и мусульмане, это могут быть государства. Я хотел донести мысль о том, что если люди не могут научиться жить вместе - каждый из них проигрывает», - рассказал Нил Шикофф.

С другой стороны, постановщик актуализирует проблематику оперы в глазах современного зрителя, связывая ее напрямую с фашизмом. «Мы приблизили трагедию Элеазара и Рахили к тем реалиям, которые близки ныне живущим поколениям. Практически каждый может соотнести происходящее на сцене с историей своей семьи или близких, и в каждом сердце это отзовется болью и сочувствием», - рассказал директор Михайловского театра Владимир Кехман.

Сам Шикофф потому и достиг предельного совершенства в изображении иудея-ортодокса, что воспитывался в похожем духе. Не только природный талант, но и еврейское происхождение помогло ему нащупать верный путь. «Он, сын кантора главной синагоги Нью-Йорка, как никто другой может передать весь трагизм этой оперы: катастрофу, которую евреи пережили в годы Второй мировой войны, он воспринимает не только как большой художник, но и как представитель еврейского народа», - отметил Кехман.

Символично, что опера о расовых предрассудках поставлена на редкость интернациональной командой: французский режиссер Арно Бернар, словацкий дирижер - нынешний музыкальный руководитель Михайловского театра Петер Феранец, художник по свету - австриец Рейнхард Трауб и ключевые солисты со всех концов света.