В День Победы ветеран объявит голодовку

На модерации Отложенный

Ветераны войны, уставшие биться с чиновниками за улучшение своих жилищных условий, готовы идти на крайние меры.

Со слезами на глазах будут встречать 9 Мая многие карельские участники Великой Отечественной войны. Но далеко не все из них в этот день станут горевать, вспоминая только ужасы войны и своих погибших родных и товарищей. Некоторые ветераны будут оплакивать свою долю, устав от унижения, которое они испытали, общаясь с чиновниками, \"исполняющими\" указы президента о предоставлении участникам войны жилья.

Это издевательство над ветеранами

Петрозаводчанке Лидии Васильевне Доброхваловой 90 лет. Несмотря на столь преклонный возраст, она внимательно следит за всеми событиями, происходящими в стране. Прочитав в \"Российской газете\" о президентских указах, дарующих ветеранам новое жилье, старушка вздохнула с облегчением: \"Дождалась, хоть в 90 лет, но буду с горячей водой!\"

Однокомнатная полублагоустроенная квартира, располагающая в двухэтажной деревяшке 1956-го года постройки, далека от представления об идеальном жилье. То, что полы перекосились и к газовой плите в кухне страшно подойти, потому что с нее кастрюли скатываются, а через дыру в стене соседский кот в гости приходит, – это полбеды. Мучением для обитателей деревяшки является отсутствие воды и газа зимой: в сильные морозы они просто замерзают в трубах.

\"Представляете, как я, одинокая старуха, которая видит только одним глазом и еле ходит, брожу с ведрами по соседним домам, – поделилась Лидия Васильевна. – Когда люди дадут воды, а когда и нет. Спасибо, социальный работник хоть помогает, а так хоть помирай. Дочь-то, которой самой уже больше 60-ти лет, в Мурманской области живет. Она перенесла инсульт и ухаживать за мной не может. Ей самой помощь нужна\".

Мечтая о новой квартире с ванной, ветеран войны Доброхвалова стала писать заявления в разные инстанции. \"За последний год кто только ко мне не приходил, какие документы я только не предоставляла, а результат один — никакого, – говорит со слезами на глазах Лидия Васильевна. – Это же издевательство над ветераном! А я на Карельском фронте в железнодорожных войсках служила, под бомбежками пути восстанавливала. Сколько раз была ранена осколками, не считала. И как от диверсанта, из-за которого пять платформ с танками сошло с рельс, по голове получила, сегодня не вспоминаю. Что толку в прошлом героизме, когда в настоящее время это никто не ценит...\"

Сейчас Лидия Васильевна в очередной раз собирает пакет документов для того, чтобы ее включили в заветный список ветеранов, нуждающихся в жилье. Точнее, делает это за нее по своей доброй воле социальный работник – обойти старушке различные инстанции не под силу. Но для себя ветеран твердо решила, – если до 9 Мая ее квартирный вопрос не сдвинется с мертвой точки, она объявит голодовку.

\"Я слепая, хромая старуха, но Бог еще не отнял у меня разум, поэтому я буду защищать свое право на жизнь в человеческих условиях. Следующую зиму в доме, где замерзает вода и газ, я просто не переживу. Так что 9 Мая я объявлю голодовку! Приглашаю присоединиться к ней всех униженных чиновниками ветеранов\", – сказала напоследок Лидия Васильевна.

Президент далеко

88-летняя Анна Семеновна Черняева, возможно бы, и поддержала по-боевому настроенную подругу по несчастью, но здоровье не позволяет. В течение трех месяцев она после неудачного падения не встает с постели. Ухаживает за труженицей тыла, вдовой участника войны дочь Татьяна Васильевна Заломова, которая забрала маму из разваливающегося дома в Соломенном в свою двухкомнатную полублагоустроенную квартиру, располагающейся в такой же деревяшке, как и у Доброхваловой.

\"Я была вынуждена забрать маму из ее частного дома к себе, где кроме меня проживают муж и два сына, в сентябре прошлого года, – рассказала Татьяна Васильевна. – Там жить нельзя: печи развалились (круглая печь отходит от основного стояка, сам печной стояк весь в трещинах, русскую печь тоже топить нельзя), фундамент дома растрескался по всему периметру, пол просел...\"

По словам дочери обладательницы удостоверения ветерана войны Черняевой, она в течение нескольких последних лет пыталась добиться того, чтобы дом мамы был обследован на предмет пригодности для жилья.

В результате акт обследования предоставила одна из управляющих компаний, но этот документ чиновников не устроил. Сегодня они требуют от Черняевой проектное заключение о целесообразности признания ее дома непригодным для проживания. Но в обращении в администрацию Петрозаводска с просьбой улучшить жилищные условия ветерана семье уже отказано.

\"Нам отказывали, ссылаясь на то, что мама-частник, на то, что в очередь не встали до 2005 года и метраж дома больше 10 квадратных метра. Да, площадь дома на две комнаты 30,6 квадратов, но в нем прописаны три человека, так что на маму 10 метров и выходит. Но жить-то в этих метрах нельзя! А отремонтировать дом, в который нужно вложить не одну сотню тысяч рублей, я, пенсионерка, перенесшая шесть микроинсультов, и мой муж, инвалид-афганец, не в состоянии. Вот и ютимся все в нашей двушке, где я маму, инвалида первой группы, помыть толком не могу – горячей воды нет, а в тазиках, как больного человека купать?! Так что указ президента, который от нас слишком далеко находится, на моего ветерана не распространяется. И никому до этого дела нет\".

\"Неразрешимые\" проблемы для Карелии

В Карелии пока только 191 ветеран, вставший на учет до 1 марта 2005 года, смог собрать все необходимые документы и улучшить свои жилищные условия, получив субсидии от государства в размере 1 миллиона 280 тысяч рублей. Трое \"счастливчиков\", также имея на руках уведомления о праве на обеспечение жильем, квартиры так и не получили. При этом список ветеранов войны, нуждающихся в решении квартирного вопроса, постоянно растет. По данным Минздравсоцразвития республики, в апреле заветные уведомления должны получить 588 человек, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий уже после 1 марта 2005 года. По состоянию на 23 апреля 248 ветеранов войны представили пакет документов на получение свидетельства. При этом 97 ветеранов уже получили свидетельства, отметили в министерстве. Но когда все эти мужественные люди получат ключи от квартир, неизвестно. Разве у нас строится дом для ветеранов с «социальными» квартирами, как это делают в других регионах? Нет...

\"Получить свидетельство на субсидию, это не значит улучшить свои жилищные условия, так как суммы в 1 миллион 280 тысяч может не хватить на приобретение жилья, а других источников у ветеранов может не быть, – говорил первый заместитель министра здравоохранения и социального развития республики Ерванд Хидишян еще около месяца назад. – Мы долго пытались вместе с Минстроем и строительными организациями рассмотреть варианты снижения стоимости жилья. Также мы столкнулись с дефицитом однокомнатных квартир. К сожалению, социального жилья в рамках нормативной площади у нас почти нет. В итоге мы нашли возможность улучшить жилищные условия ветеранов за счет рынка вторичного жилья\".

Построить же новые дома для участников войны, по мнению Хидишяна, нельзя. Для этого необходимо собрать всех ветеранов, организовать кооператив, вложить деньги и только потом построить дом. \"Жилье ветераны получили бы только через года два-три\", – сказал Ерванд Хидишян.

Но во многих регионах страны как-то умудряются справляться со всеми этими \"неразрешимыми\" для Карелии проблемами. Так, в Ленобласти ветеранам помогают решить жилищные проблемы, осуществляя доплаты к федеральным субсидиям из областного бюджета. Размер безвозмездной субсидии, предоставляемой участникам войны, по решению властей региона, был увеличен на 250 тысяч рублей (для одиноко проживающих ветеранов) и на 350 тысяч рублей для семьи из двух и более человек. В Ростове-на-Дону сумели договориться со строительной организацией: 177 ветеранов получили ключи от квартир в новых жилых корпусах, где однокомнатные квартиры площадью 36 квадратных метров с полной чистовой отделкой были выкуплены участниками войны на федеральные субсидии по цене, установленной Минрегионом РФ. А в Архангельске решено построить для поколения победителей один панельный дом, а также 7 двухэтажных каркасно-панельных деревянных домов. Там же сейчас решается вопрос о строительстве еще порядка 200 квартир, которые будут находиться либо в одном, либо в трех новых домах.

А по Карелии... Комментарии, как говорится, излишни.