Как выхолащивается смысл Победы

На модерации Отложенный

Как выхолащивается смысл народного подвига? Такую тему поднял на заседании круглого стола «Ревизия итогов Второй мировой войны и современная геополитика», организованного Фондом исторической перспективы и Государственным центральным музеем современной истории России, Михаил Демурин - чрезвычайный и полномочный посланник, директор по программам Института динамического консерватизма.

Среди различных аспектов обсуждения темы народного подвига 1941-1945 годов важнейшим, по его мнению, представляется взаимосвязь смысла и образа Великой Отечественной войны и Победы с современной внутриполитической ситуацией в нашей стране, с процессами, протекающими в российском обществе. Из них наибольшее беспокойство вызывает начавшееся еще в период существования СССР целенаправленное размывание многих важнейших для состояния национального духа понятий.

Этот пагубный процесс затрагивает не только сферу исторического знания и исторических идеалов - он уже глубоко покоробил общественно-политическую жизнь, экономику, культуру. Чтобы остановить этот процесс, вернуть ключевым для менталитета нации понятиям их чистоту и исконный смысл - уже нужна напряженная общественная работа. Равно как и для того, чтобы наши граждане научились понимать, где и когда этими святыми понятиями пытаются манипулировать, искажать их смысл. И с какой целью зачастую, просто упрощают их до примитива и делают чуть ли не объектом насмешки.

Есть слова и смыслы, которые на века связаны с русской геополитикой, считает Демурин. В числе таких концептов - формула победы русского оружия в войне 1812 года, как она была зафиксирована А.С.Пушкиным в известном стихотворении «Клеветникам России».

...И ненавидите вы нас... За что ж? Ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли Того, пред кем дрожали вы? За то ль, что в бездну провалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир?

Без малого два столетия прошло, но эта формула и в приложении к нашему времени, к победе в Великой Отечественной войне работает на сто процентов.

Но что мы видим, отмечает Демурин,- в определенный момент в контексте усиления западнических настроений в нашей стране это стихотворение становится нежелательным текстом для численно не очень большого, но весьма влиятельного сегмента российского общества. Мало того, что оно пропадает из школьных программ, его вообще пытаются выкинуть из пушкиноведческого дискурса. Не мог же, в самом деле, как нас пытались и все еще пытаются убедить, «европеист» Пушкин быть таким оголтелым патриотом! Когда это произошло? Как ни печально это констатировать, не десять и не двадцать лет тому назад, а раньше, еще в позднее советское время.

А теперь давайте посмотрим, что происходит с другими великими выражениями смысла борьбы и победы в Великой Отечественной войне, появившимися во время этого грозного материального и духовного испытания, выпавшего на долю нашей Родины, продолжает Демурин. Прекрасная формула «отлита» Александром Трифоновичем Твардовским в «Василии Тёркине»:

Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.

Но «Василий Теркин» тоже исключен из обязательной программы в школе, а вместе с ним исключена и эта важнейшая поэтическая квинтэссенция смысла Великой Отечественной войны. А слова эти - великие, потому что в них выражено самое главное: то, что это бой святой, святой в прямом смысле этого слова, в смысле борьбы с антихристианской, античеловеческой силой, что это был бой правый, смертный, и, самое главное, что вели его русские люди не ради славы, а ради жизни.

Еще более дикий смысл приобретает навязываемая обществу дискуссия о «цене победы». Мол, столько было жертв, что это вовсе и не победа. И что побежденные куда лучше нас живут. Подобные перлы стали вылетать со страниц нашей «свободной» прессы еще в конце 1980-х годов. То есть, уже целое поколение на них выросло.

КМ.RU уже приходилось [1] о Генеральном плане «Ост» и о том, какая судьба в соответствии с ним грозила и русскому народу, и другим народам нашей страны - если бы война была проиграна.

Даже для тех, кто был отобран Гитлером в качестве более или менее «приемлемого» материала для участия в осуществлении его планов, в случае, если бы СССР не вышел победителем в Великой Отечественной войне, ждало бы духовное и нравственное самоуничтожение.

Можно говорить о потерях в той или иной военной операции, что совершенно понятно, но вести разговор о цене победы в Великой Отечественной войне в целом, как таковой,- это явная подмена понятий, а чаще, попытка жульнической пропаганды.

Демурин счел необходимым обратить внимание и на связанный с русским православием аспект военной истории. К сожалению, однако, не сложилось правила хоронить героев Великой Отечественной войны в стенах древних православных монастырей, как героев Отечественной войны 1812 года,- отмечает он и обращается к Русской православной церкви «задуматься над тем, чтобы и прах героев Великой Отечественной войны нашел упокоение в ее монастырях».

Второй момент - это иконография. Люди помнят знаменательное обращение Святейшего патриарха Сергия к православным христианам, а по сути дела - ко всему русскому народу в первый день Великой Отечественной войны, другие его обращения тех лет, помнят о большой деятельности РПЦ в пользу обороны страны и особенно о молебнах, крестных ходах, которые помогли собрать все силы для побед в отдельных сражениях и для Победы в этой войне с дьявольскими силами нацизма в целом.

В качества примера он приводит стихи Константина Симонова, говорящего о русских женщин, которые шептали вслед отступающим солдатам Красной Армии «Господь вас спаси!», о старике, «как насмерть» одетого во все белое, а дальше, размышляя о том, что же поможет собраться с духом на великую битву под Москвой, пишет так:

Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих.

«Убежден, что такую мысль можно получить только озарением свыше. Это глубоко православная поэзия, глубоко православные символы, которые должны присутствовать в нашей жизни не только в слове, светской живописи, кинематографе, но и в иконописных образах»,- полагает Демурин.

Но, пожалуй, важнейший момент - это связь с Победой сегодняшнего поколения России. Она должна быть упрочена. Демурин считает, что «та лучшая часть молодого и среднего поколения россиян, которая принимает активное участие в увековечении памяти о войне», должна иметь право на получение какого-то знака отличия, подобного тому, что к юбилеям получают ветераны. «Правильно было бы принять решение о награждении медалью «65-лет Победы в Великой Отечественной войне» не только ветеранов, но и энтузиастов-поисковиков, которые возвращают для достойного захоронения останки солдат Великой Отечественной войны, историков, которые отстаивают правду о подвиге наших отцов и дедов, общественных деятелей и политиков, которые борются за доброе имя Победы и за рубежом, и в самой России. Эта медаль, увековечивающая нашу Победу, должна стать общенародной медалью, потому что если она будет только медалью для ветеранов, то через 5 лет некого будет ею награждать, а такая медаль должна продолжать жить. Это было бы особое, выдающееся поощрение, знаковая реликвия для тех россиян, кто не воевал, но реально делами приобщается к Победе, стимул для многих активнее подключаться к этой важнейшей и непростой работе»,- объясняет свою позицию Михаил Демурин.

Он также выразил недоумение приглашением участвовать в параде на Красную площадь войск США, Великобритании и Франции. Особенно с учетом того, как вели себя союзники по отношению к СССР на завершающем этапе войны и какие агрессивные планы против нашей родины они вынашивали в послевоенные годы. Логичнее уж было пригласить контингенты стран бывших республик СССР, с которыми вместе завоевали Победу. Их, правда, спохватившись, пригласили, но уже после стран Запада. И неизвестно, как они теперь на такое приглашение отреагируют.

«В связи с парадом 9 мая есть еще одна бессмыслица. Бессмыслица, правда, с точки зрения того, кто радеет за воспитание достойной смены российскому офицерскому корпусу. Я имею в виду решение об отстранении от участия в параде суворовцев, истинных детей Победы, которые долгие годы неизменно шли в первых рядах праздничных парадов, рассматривая такое участие в общенародном и воинском торжестве как особое поощрение, знак своего приобщения к армейскому делу»,- также вполне резонно замечает Михаил Демурин.

Но самый основной и итоговый его вывод: Победа в Великой Отечественной войне - это вершина единения русского народа и других народов исторической Российской Империи - СССР в ХХ веке - ради высших созидательных целей. Конечно, были ещё и послевоенное восстановление, и совместный штурм космоса, и многое другое, достойное памяти. Но Победа в этом ряду стоит особняком. «Утратим её правильное понимание, её смысл и образ - утратим один из важнейших ключей такого единения в будущем. А поодиночке, да ещё с внутренней рознью, наши народы ждёт лишь деградация и гибель»,- резюмирует Михаил Демурин.