Екатеринбург. Тролли против храма

На модерации Отложенный

Попытка возродить Екатерининских горный храм в Екатеринбурге натолкнулась на противодействие опытных манипуляторов общественным сознанием.

Нешуточный конфликт разгорелся в г. Екатеринбурге между \"общественностью\" города и епархиальным управлением. Поводом для конфликта послужило намерение архиепископа Екатеринбургского Викентия и губернатора Свердловской области Александра Мишарина восстановить из небытия Екатерининский горный собор на Главном проспекте.

Екатерининский горный собор - это старейший храм города, который начинался с \"завода и церкви\". Он и был той самой церковью. Святая Екатерина считалась в Европе покровительницей горного дела и вообще наук и ремесел. День ее памяти 24 ноября (по старому стилю) стал главным городским праздником и широко отмечался уже в 1723 году. Город назвали Екатеринбургом.

Депутат городской думы и блогер Леонид Волков называл решение о восстановлении собора \"плевком в лицо города\" и призвал горожан «спасать» фонтан который находится на том месте где был храм.

Леониду Волкову 27 лет. Он занимается IT бизнесом. Волков стал депутатом во многом благодаря своему блогу, в котором призывал гражданское общество активно отстаивать свои права. После депутатства интересные темы о городских чиновниках по вполне понятной причине исчезли из его блога, однако реноме борца за справедливость надо поддерживать и вот депутат Волков направляет \"гражданское общество\" в сторону борьбы с Церковью и, заодно, с исторической памятью предков. Методы этой борьбы прекрасно иллюстрируют ситуацию КМПВ, то что блогеры называют \"когда мы придем к власти\". Троллинг, провокации, флэш-мобы вот основные инструменты которые применяет воспитанный рунетом Леонид Волков против Екатеринбургской епархии.

Главный принцип троллинга - вызвать реакцию оппонента и затем тиражировать ее в самом негативном смысле. Волков делает наглое заявление о \"плевке в лицо города\", что является особенно сильным оскорблением для епископа и губернатора, которые реально делают городу подарок. Затем заявляет что в Великую Субботу 3 апреля соберет многотысячный антиклерикальный митинг на площади Труда. Это дает основание для архиепископа Викентия объявить участников митинга богоборцами, которые будут прокляты до седьмого колена. После этого Волков, как и было, задумано переносит митинг на 10 апреля и во всех СМИ начинается бурное обсуждение слов архиепископа, который выглядит агрессором и средневековым тираном. 10 апреля как дата антиклерикального митинга тоже устраивает его организаторов. Через неделю, 16 апреля в Екатеринбург приезжает с визитом патриарх Кирилл. Самое время для разжигания в СМИ антицерковной истерии, чтобы у патриарха \"земля горела под ногами\".

«Мы все умрём, дорогие екатеринбуржцы. Причём не своей смертью. И это не первоапрельская шутка и не бредни тяжелобольного - именно с таким пророчеством выступил на днях в передаче православного телеканала архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский ВИКЕНТИЙ. Впрочем, всех нас ожидает такой ужасный конец или только некоторых - впрямую зависит от того, поддерживаем мы идею строительства Екатерининского собора на площади Труда или не поддерживаем» (Вечерний Екатеринбург 02.04.2010). Примерно в таком духе высказалось большинство СМИ города.

На самом митинге 10 апреля пришедшим раздавали ксерокопии статьи «Божья кара» чтобы контраст между радостным праздником с разноцветными шариками и средневековыми карами был особенно заметин. Обоснованно возмущенный читатель, уже не смущаясь атеистическими лозунгами которыми пестрела толпа вроде «Храм в топку», «Бога нет» и так далее, подписывал обращение против восстановления храма и с чувством выполненного долга шел домой.

Сам митинг, точнее отчеты его организаторов в своих блогах и репортажи в СМИ приоткрыл еще несколько механизмов по манипуляции общественным мнением. Почему-то везде фигурирует цифра в 6000 человек пришедших и 3500 подписавшихся. Да, это был один из первых теплых весенних деньков в городе. Да все было оформлено очень позитивно - с шариками и концертом; Это центр города и там всегда много народу, который подходил даже не подозревая о цели мероприятия.

На фонтане выступали клоуны, на скамейках музыканты играли на тамтамах, люди танцевали и пели.

Ощущение такое, что митинг проходит не в Екатеринбурге, а где-нибудь в Барселоне. - пишет агентство ura.ru в материале под заголовком: «На митинг за сохранение площади Труда пришло порядка 6 тысяч жителей Екатеринбурга. Такой акции протеста в истории города еще не было».

Но любая из панорамных фотографий митинга дает максимум 600-700 человек присутствующих на мероприятии. Все продолжалось 1 час 45 минут и чтобы обеспечить 6000 прошедших толпа должна была сменяться каждые 20 минут, что, естественно, невозможно.

Однако организаторы рьяно отстаивают свои 6000 изливая в блогах свое презрение на тех кто осмелился просто подсчитать количество людей на фотографиях. Данные органов правопорядка тоже говорят о 500 участниках. Но самое интересное я выяснил во время диалога с Леонидом Волковым в своем Живом Журнале. В митинге согласно заявке должно было принять участие 3000 человек. Обеспечивать порядок должно было оцепление из целого полка ППС. Но вряд ли люди добровольно пошли бы в место, оцепленное милицией. Люди обычно бегут из таких мест. Однако во время митинга милиции почти не было видно. Секрет раскрылся весьма просто. По словам Волкова:

В заявке было написано 3000. У милиции есть нормативы, сколько надо выставлять людей на сколько митингующих. На 3000 человек нужен был полк (реально). Поэтому, перед митингом, со мной связался конкретно начальник МОБ г.Екатеринбурга п-к Клюжин, и потом связывались из администрации города, и под мои заверения о том, что митинг будет исключительно мирным, согласись через все сводки протащить число 500 человек, чтобы НЕ выставлять слишком много милиционеров - в частности, чтобы оцепление не выглядело отпугивающе, отталкивающие и провокационно. все в своих отчетах подчеркивают, что милиции было МАЛО, и это так.

Выводы просты. Администрация города пошла на прямое нарушение законов, чтобы всеми силами обеспечить массовый митинг. А если массовости реально не получилось, то можно просто увеличить цифру на порядок.

Завершающим аккордом мероприятия стал торжественный проход по площади кришнаитов с пением «Харе Кришна», под торжествующие крики собравшихся.

Администрация города делает заявление о том, что она разрешит строительство только в том случае если Екатеринбургская общественность выскажется за строительство храма. В то же время СМИ подконтрольные администрации города дали понять что Екатеринбургской общественностью являются только те лица, которые выступают против строительства храма. Так появились заявления: драматурга Николя Коляды \"Тот факт, что на площади Труда вместо фонтана появится очередной храм, вызывает во мне ужас. У нас не хватает театров. Лучше бы построили пять театров, чем один храм\"; руководителя пресс-службы администрации города Константина Пудова \"Екатеринбург - город многоконфессиональный, и зацикливаться на увеличении количества именно православных церквей не стоит\"; члена союза архитекторов Михаила Голобородского \"У нас появится еще одна каменная площадка с нищими\"; депутата городской Думы Николая Лантуха: \"Если мы построим православный храм в центре Стамбула, то столкнемся с отторжением его общественностью\". У общества в храмах нет потребности»; режиссера Владимира Макеранца \"Храм задавит всю красоту\"

Вся эта история ставит ряд непростых вопросов. Например, кто является представителем общественности? Тот, кто громче всех кричит? Тот, кого чаще печатают СМИ? Является ли \"мнение общественности\" продуктом усилий манипуляторов, который затем будет продаваться по сходной цене?

Как вообще общество может защититься от манипуляторов, если они, в первую очередь, провозглашают себя рупорами этого самого общества? Мне кажется, что есть хороший способ это сделать. Нужно включить в состав общественности наших предков. Если основатели города Василий Татищев и Георг де Геннин приложили максимум усилий для возведения на этом месте Екатерининского храма и затем 200 лет в храме происходили все важнейшие церемонии города: давали присягу горные инженеры и новобранцы, хранили знамена воинские части, то эта общественность однозначно проголосует за восстановление храма