США могут \"попросить\" из Киргизии

События в Киргизии стали одним из главных новостных поводов последних дней. Вместе с тем многим экспертам уже давно было ясно, что сложности в этой стране практически неизбежны. И связано это было с теми геополитическими проблемами, которые складывались вокруг нее в последнее время.

Дело в том, что Киргизия – это единственная сегодня в Средней Азии страна, в которой есть военная база США. Ее закрытие было давней мечтой и России, и Ирана, и особенно Китая. Это отношение Китая только усилилось после известных волнений уйгуров, которые во многом были стимулированы американцами. Предыдущий руководитель Киргизии Бакиев обещал России убрать американскую базу и даже взял за это деньги, но свои обещания не выполнил, грубо говоря, «кинув» нашу страну.

В этих условиях отношение к Бакиеву у всех ближайших соседей было, прямо скажем, далеко не лучшее. Да и в самих США дела идут далеко не самым оптимистическим образом, и, в полном соответствии с принципом «разделяй и властвуй», разработанным еще в Римской империи, их активное влияние в любом регионе ведет сегодня к росту в нем напряженности, наркоторговли, терроризма и взаимному недоверию.

Договариваться с США в этой ситуации бессмысленно: их дипломатия после распада СССР в принципе не воспринимает другие страны как равных партнеров, а значит, их желание или недовольство не является для США поводом для каких-либо действий. А категорическое желание максимально ослабить Китай, для чего необходимо не только окружить его военными базами, но и максимально усилить на его границах агрессивные исламские организации, делает представителей этой страны в Средней Азии активными генераторами нестабильности.

По этой причине и Китай, и Россия давно хотели избавиться от прямого присутствия США в этом регионе. Обещание со стороны президента Киргизии было дано, но не было выполнено. Более того, появились сообщения о том, что Киргизия дала согласие на создание второй базы США на своей территории, причем не где-нибудь, а в Ферганской долине – самом населенном и самом сложном месте региона. При наличии такой базы задача организовать в Средней Азии исламский «взрыв», направленный против Китая и России, для США существенно упрощалась.

Россия в последние годы ни разу не решалась на активные антиамериканские действия, чего нельзя сказать о Китае. Трудно было бы ожидать, что руководство этой страны, активно увеличивающей свое влияние в мире и, в частности, активно защищающей свои ближние пределы от американского влияния, окажется безучастной к такой явно враждебной для него активности. И результат не заставил себя ждать – проамериканское правительство Бакиева пало.



Разумеется, сам Бакиев много чего сделал для достижения такого результата. Он действительно насаждал в стране кумовство и воровство, нарушал собственные обязательства; формальным поводом для народных выступлений стало повышение коммунальных тарифов. Но, скорее всего, если бы он жил в мире с основными соседями, все это еще долго бы сходило ему с рук. А вот активная антикитайская политика, как мы видим, обернулась крахом.

Эти наблюдения позволяют сделать вывод об основных геополитических приоритетах нового руководства страны. Скорее всего, речь пойдет о скором закрытии американской базы в столице Киргизии и переориентации страны на Китай и Россию. Собственно, российские официальные лица уже сообщили, что приветствовали бы такую политику нового руководства. Самое смешное, что такая политика – и в (реальных) интересах США. Дело в том, что вся их политика в отдельных регионах осуществляется в рамках норм и правил, разработанных достаточно давно, когда экономическое положение США казалось незыблемым, и они могли диктовать правила игры. С тех пор ситуация серьезно изменилась, настолько серьезно, что даже верный сторонник «атлантического единства», президент Франции Саркози во время своего визита в США открыто говорил о том, что США нужно бы больше прислушиваться к верным союзникам.

Если дела пойдут так, то базы будут США не нужны, поскольку сами страны Средней Азии сделают все, чтобы в регионе установились мир и спокойствие. А значит, у США появится больше ресурсов на то, чтобы разбираться с проблемами в более важных для себя местах, в первую очередь – на собственной территории.

Но даже если в Вашингтоне к этой позиции и прислушаются (чего пока, в общем, не наблюдается), пройдет еще достаточно много времени, прежде чем эта позиция найдет свое отражение в официальных инструкциях и регламентах Государственного департамента США. Тогда, конечно, представители этой страны начнут реальные попытки установить более-менее конструктивные отношения с «туземцами», поскольку ресурсов воевать со всеми у США уже давно нет. Беда только в том, что произойдут такие события в весьма и весьма отдаленном будущем, а экономических ресурсов в США уже нет.

Впрочем, для нас все эти рассуждения о проблемах США являются достаточно большой абстракцией. По большому счету, любому жителю России (а уж Киргизии или ее соседей по Средней Азии – тем более) важно, чтобы сегодня никто не раздувал напряженности по нашим границам, и чтобы все жили в мире и согласии. И поскольку пока такая ситуация США явно не по душе, события в Киргизии представляются позитивными и оптимистическими.