\"Революция тюльпанов-2\": взгляд из Бишкека

Восстанавливая хронологию событий, предшествующих взятию оппозиционными режиму К.Бакиева силами севера страны под контроль, необходимо отметить, что события в Кыргызстане имеют динамичное развитие и имеют весьма непредсказуемый характер.

Проведение представителями оппозиций в регионах страны общих Курултаев (совещательных собраний) 5-6 апреля 2010 с целью консолидации активных слоев общества для привлечения их на свою сторону послужило поводом для задержания правоохранительными органами всех представителей оппозиции. В результате этого стихийный митинг 6 апреля 2010, собравший, по разным данным, от 2 до 5 тыс. человек в г.Таласе (северо-запад Кыргызстана), привел к началу беспорядков в области. Были захвачены здания областной администрации и УВД Таласской области. Выехавшие на место для стабилизации ситуации первый вице-премьер Акылбек Джапаров и министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев были избиты и взяты толпой в заложники (последний, по некоторым данным, даже был при смерти, однако позже эти слухи опровергли, сейчас он находится в Казахстане в крайне тяжелом физическом состоянии). Вечером того же дня (6 апреля) под контроль оппозиции перешли Нарынская (центральная часть страны) и Иссык-Кульская (северо-восточная часть) области. 7 апреля 2010 г. большие массы людей стали собираться в г.Бишкек (Чуйская область), куда с северных областей, а также из пригородов столицы стали прибывать дополнительные силы.

По разным данным, президент К.Бакиев в тот же день покинул страну, однако, не найдя в сопредельных с Кыргызстаном странах убежища, прибыл на юг Кыргызстана (малая родина президента) для поисков своих сторонников. 6-7 апреля единственным представителем действующей власти, отдававшим распоряжения по разгону митинга на главной площади столицы, был премьер-министр КР Данияр Усенов. Вышедшая из под контроля власти ситуация в г.Бишкеке привела к тому, что под давлением толпы были освобождены из под стражи заключенные оппозиционные лидеры: Омурбек Текебаев, Иса Омуркулов, Темир Сариев и Алмазбек Атамбаев. Особого внимания также заслуживает освобождение экс-министра обороны, осужденного на 8 лет, генерала Исмаила Исакова.

Сразу же после этого толпа, насчитывающая до 5-6 тыс. человек, после оттеснения сил правопорядка к Дому правительства начала попытки по его захвату. Одновременно с этим толпа захватила несколько близлежащих административных зданий: Парламент, Министерство Обороны, Генеральную прокуратуру (сожжена) и др. Оборонявшиеся применяли в отношении людей спецсредства, включающие в себя шумовые гранаты, резиновые пули, а также средства легкой бронированной техники. Но со временем, вернее с первыми жертвами, в результате пулевых ранений стало известно, что были также применены боевые патроны. На крыше Белого Дома прицельный огонь вели снайперы.

С наступлением темноты в городе начался разгул мародеров. Ближе к утру Белый Дом перешел под контроль штурмовавшей его толпы. Находившийся в здании премьер Данияр Усенов после сложения с себя полномочий и получения гарантий от лидеров оппозиции по сохранению жизни был отпущен и вывезен в неизвестном направлении. Его местонахождение неизвестно.

Что касается действий сформированного «временного правительства» во главе с Розой Отунбаевой, то на пресс-конференциях было заявлено о принятии декрета, состоящего из 10 пунктов:

1. Государственная власть в Кыргызстане от имени народа переходит к временному народному правительству.

2. В стране до принятия новой редакции Конституции сохраняет действие Конституция, принятая народным референдумом, с изменениями, определяемыми пунктом 3 данного постановления, а также всех действующих законов.

3. Полномочия, определённые в Конституции для президента и правительства, временно берет на себя временное народное правительство.

4. Жогорку Кенеш, избранный в результате выборов, проведенных с нарушением закона, распускается.

5. В соответствии с Конституцией и настоящим постановлением полномочия парламента на период до новых выборов Жогорку Кенеша осуществляет временное народное правительство.

6. Деятельность ЦИК приостанавливается до принятия нового Кодекса о выборах.

7. Временно сохраняется существующая структура правительственных органов.

8. Государственные органы, созданные и работавшие при президенте Бакиеве, переходят в ведение временного народного правительства до принятия решения о новой структуре правительства.



9. Все руководители государственных органов, а также руководители местных органов, диппредставительства продолжают исполнять свои обязанности до решения временного народного правительства.

10. Секретариат ЦАРИИ и управление делами Президента упраздняются.

Кроме того, были отменены новые тарифы ЖКХ и объявлено, что энергетические объекты, проданные окружением К.Бакиева, будут национализированы. Важно отметить, что подобные меры находят огромную поддержку среди населения.

Кадровое распределение лидеров оппозиции, по имеющимся данным, таково: Роза Отунбаева – глава временного правительства; Алмазбек Атамбаев – заместитель по экономическому блоку; Омурбек Текебаев – ответственный по конституционным изменениям; Азимбек Бекназаров – прокуратура и суд; Болот Шерниязов – министр внутренних дел; Темир Сариев – министр финансов; Иса Омуркулов – мэр г. Бишкека.

Между тем находящийся на юге К.Бакиев отказался уходить в отставку, возложив ответственность за произошедшее на представителей оппозиции, назвав это вакханалией. Необходимо отметить, что, по всей видимости, К.Бакиев не находит необходимой поддержки среди электората в южной части страны. По различным данным, контроль в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях постепенно также переходит к оппозиции (теперь, видимо, уже бывшей, так как она становится властью). Однако слухи разнятся: по другим данным, К.Бакиев при поддержке США (не исключается и оказание помощи в виде предоставления оружия) собирает многочисленную массу для выдвижения в столицу.

Клановое устройство родоплеменных взаимоотношений в Кыргызстане, деление страны по принципу «Север-Юг» определяет контуры возможного межрегионального столкновения, а также начала полномасштабного гражданского противостояния. На сегодняшний день человеческие жертвы составляют около 100 погибших, более 400 раненных. Кроме того, в селах КР иногда возникают межнациональные конфликты, что также может быть расценено как предпосылка к массовым столкновениям.

Между тем международная реакция на происходящее в Кыргызстане сводится к тому, что лидеры разных стран оценивают события в стране как «внутреннее дело Кыргызстана». Однако, как показывает развитие ситуации, реакция российского правительства в лице В.Путина демонстрирует фактическое признание российскими властями «временного правительства». Тем самым подтверждаются прочные позиции России в Кыргызстане, а также в Центральной Азии в целом. В то же время реакция Вашингтона двояка и несет в себе двусмысленный характер. Официальные власти США отказывались идти на контакт с «временным правительством», называя смену власти в стране беспорядками, однако, как стало известно позже, состоялся разговор между представителями оппозиции и сотрудниками американского посольства в Бишкеке. Тем не менее в свете происходящего в КР, а также незавершенности процесса легитимизации «временного правительства» позиция США носит выжидательный характер и сводится к получению гарантий от власти (независимо от того, кем она представлена) относительно размещенных американских баз.

При рассмотрении событий в КР в региональном измерении процесс трансформации страны на современном этапе в центр дестабилизации в регионе становится очевидным. И это не только будет приниматься в расчет внешними силами, но и активно использоваться ими в целях продвижения собственных интересов. Внутриполитическая нестабильность, неспособность правоохранительных органов держать ситуацию под контролем создает предпосылки для стихийного, так сказать, «под шумок», вторжения различных деструктивных элементов и их прочного обоснования в стране. Кроме того, существует возможность превращения КР в «новый плацдарм» активизации исламского политического фактора, а также последующего открытого и практически неизбежного противостояния серьезных геополитических игроков.

Учитывая тот факт, что США не имеют общей системы безопасности с регионом Центральной Азии, а также принимая во внимание неспособность КР как элемента коллективной безопасности, на современном этапе необходимо укреплять безопасность как на национальном уровне, так и на региональном, предотвратив возможную дестабилизацию центральноазиатского региона.