\"Революция тюльпанов-2\": взгляд из Бишкека
Восстанавливая хронологию событий, предшествующих взятию оппозиционными режиму К.Бакиева силами севера страны под контроль, необходимо отметить, что события в Кыргызстане имеют динамичное развитие и имеют весьма непредсказуемый характер.
Проведение представителями оппозиций в регионах страны общих Курултаев (совещательных собраний) 5-6 апреля 2010 с целью консолидации активных слоев общества для привлечения их на свою сторону послужило поводом для задержания правоохранительными органами всех представителей оппозиции. В результате этого стихийный митинг 6 апреля 2010, собравший, по разным данным, от 2 до 5 тыс. человек в г.Таласе (северо-запад Кыргызстана), привел к началу беспорядков в области. Были захвачены здания областной администрации и УВД Таласской области. Выехавшие на место для стабилизации ситуации первый вице-премьер Акылбек Джапаров и министр внутренних дел Молдомуса Конгантиев были избиты и взяты толпой в заложники (последний, по некоторым данным, даже был при смерти, однако позже эти слухи опровергли, сейчас он находится в Казахстане в крайне тяжелом физическом состоянии). Вечером того же дня (6 апреля) под контроль оппозиции перешли Нарынская (центральная часть страны) и Иссык-Кульская (северо-восточная часть) области. 7 апреля 2010 г. большие массы людей стали собираться в г.Бишкек (Чуйская область), куда с северных областей, а также из пригородов столицы стали прибывать дополнительные силы.
По разным данным, президент К.Бакиев в тот же день покинул страну, однако, не найдя в сопредельных с Кыргызстаном странах убежища, прибыл на юг Кыргызстана (малая родина президента) для поисков своих сторонников. 6-7 апреля единственным представителем действующей власти, отдававшим распоряжения по разгону митинга на главной площади столицы, был премьер-министр КР Данияр Усенов. Вышедшая из под контроля власти ситуация в г.Бишкеке привела к тому, что под давлением толпы были освобождены из под стражи заключенные оппозиционные лидеры: Омурбек Текебаев, Иса Омуркулов, Темир Сариев и Алмазбек Атамбаев. Особого внимания также заслуживает освобождение экс-министра обороны, осужденного на 8 лет, генерала Исмаила Исакова.
Сразу же после этого толпа, насчитывающая до 5-6 тыс. человек, после оттеснения сил правопорядка к Дому правительства начала попытки по его захвату. Одновременно с этим толпа захватила несколько близлежащих административных зданий: Парламент, Министерство Обороны, Генеральную прокуратуру (сожжена) и др. Оборонявшиеся применяли в отношении людей спецсредства, включающие в себя шумовые гранаты, резиновые пули, а также средства легкой бронированной техники. Но со временем, вернее с первыми жертвами, в результате пулевых ранений стало известно, что были также применены боевые патроны. На крыше Белого Дома прицельный огонь вели снайперы.
С наступлением темноты в городе начался разгул мародеров. Ближе к утру Белый Дом перешел под контроль штурмовавшей его толпы. Находившийся в здании премьер Данияр Усенов после сложения с себя полномочий и получения гарантий от лидеров оппозиции по сохранению жизни был отпущен и вывезен в неизвестном направлении. Его местонахождение неизвестно.
Что касается действий сформированного «временного правительства» во главе с Розой Отунбаевой, то на пресс-конференциях было заявлено о принятии декрета, состоящего из 10 пунктов:
1. Государственная власть в Кыргызстане от имени народа переходит к временному народному правительству.
2. В стране до принятия новой редакции Конституции сохраняет действие Конституция, принятая народным референдумом, с изменениями, определяемыми пунктом 3 данного постановления, а также всех действующих законов.
3. Полномочия, определённые в Конституции для президента и правительства, временно берет на себя временное народное правительство.
4. Жогорку Кенеш, избранный в результате выборов, проведенных с нарушением закона, распускается.
5. В соответствии с Конституцией и настоящим постановлением полномочия парламента на период до новых выборов Жогорку Кенеша осуществляет временное народное правительство.
6. Деятельность ЦИК приостанавливается до принятия нового Кодекса о выборах.
7. Временно сохраняется существующая структура правительственных органов.
8. Государственные органы, созданные и работавшие при президенте Бакиеве, переходят в ведение временного народного правительства до принятия решения о новой структуре правительства.
9. Все руководители государственных органов, а также руководители местных органов, диппредставительства продолжают исполнять свои обязанности до решения временного народного правительства.
10. Секретариат ЦАРИИ и управление делами Президента упраздняются.
Кроме того, были отменены новые тарифы ЖКХ и объявлено, что энергетические объекты, проданные окружением К.Бакиева, будут национализированы. Важно отметить, что подобные меры находят огромную поддержку среди населения.
Кадровое распределение лидеров оппозиции, по имеющимся данным, таково: Роза Отунбаева – глава временного правительства; Алмазбек Атамбаев – заместитель по экономическому блоку; Омурбек Текебаев – ответственный по конституционным изменениям; Азимбек Бекназаров – прокуратура и суд; Болот Шерниязов – министр внутренних дел; Темир Сариев – министр финансов; Иса Омуркулов – мэр г. Бишкека.
Между тем находящийся на юге К.Бакиев отказался уходить в отставку, возложив ответственность за произошедшее на представителей оппозиции, назвав это вакханалией. Необходимо отметить, что, по всей видимости, К.Бакиев не находит необходимой поддержки среди электората в южной части страны. По различным данным, контроль в Ошской, Баткенской и Джалал-Абадской областях постепенно также переходит к оппозиции (теперь, видимо, уже бывшей, так как она становится властью). Однако слухи разнятся: по другим данным, К.Бакиев при поддержке США (не исключается и оказание помощи в виде предоставления оружия) собирает многочисленную массу для выдвижения в столицу.
Клановое устройство родоплеменных взаимоотношений в Кыргызстане, деление страны по принципу «Север-Юг» определяет контуры возможного межрегионального столкновения, а также начала полномасштабного гражданского противостояния. На сегодняшний день человеческие жертвы составляют около 100 погибших, более 400 раненных. Кроме того, в селах КР иногда возникают межнациональные конфликты, что также может быть расценено как предпосылка к массовым столкновениям.
Между тем международная реакция на происходящее в Кыргызстане сводится к тому, что лидеры разных стран оценивают события в стране как «внутреннее дело Кыргызстана». Однако, как показывает развитие ситуации, реакция российского правительства в лице В.Путина демонстрирует фактическое признание российскими властями «временного правительства». Тем самым подтверждаются прочные позиции России в Кыргызстане, а также в Центральной Азии в целом. В то же время реакция Вашингтона двояка и несет в себе двусмысленный характер. Официальные власти США отказывались идти на контакт с «временным правительством», называя смену власти в стране беспорядками, однако, как стало известно позже, состоялся разговор между представителями оппозиции и сотрудниками американского посольства в Бишкеке. Тем не менее в свете происходящего в КР, а также незавершенности процесса легитимизации «временного правительства» позиция США носит выжидательный характер и сводится к получению гарантий от власти (независимо от того, кем она представлена) относительно размещенных американских баз.
При рассмотрении событий в КР в региональном измерении процесс трансформации страны на современном этапе в центр дестабилизации в регионе становится очевидным. И это не только будет приниматься в расчет внешними силами, но и активно использоваться ими в целях продвижения собственных интересов. Внутриполитическая нестабильность, неспособность правоохранительных органов держать ситуацию под контролем создает предпосылки для стихийного, так сказать, «под шумок», вторжения различных деструктивных элементов и их прочного обоснования в стране. Кроме того, существует возможность превращения КР в «новый плацдарм» активизации исламского политического фактора, а также последующего открытого и практически неизбежного противостояния серьезных геополитических игроков.
Учитывая тот факт, что США не имеют общей системы безопасности с регионом Центральной Азии, а также принимая во внимание неспособность КР как элемента коллективной безопасности, на современном этапе необходимо укреплять безопасность как на национальном уровне, так и на региональном, предотвратив возможную дестабилизацию центральноазиатского региона.
Комментарии
В очередной раз подтверждается принцип каждой государственной системе свое время.
Авторитарная система необходима для обеспечения прорыва в развитии, коллегиальная (парламентская) нужна чтобы этот прорыв зафиксировать. Если над обломками государственной системы встанет парламент, то он по любому сможет только зафиксировать эти обломки.
Киргизы!!! Подумайте, прежде чем слепо копировать чужие мысли о \"демократии\", лучше осмыслить чужой опыт...