Глеб Павловский давно и прочно связан с сектами

На модерации Отложенный

У расстриги Вадима Лурье, фигурирующего в уголовном деле о мошенничестве, нашлась кремлевская крыша

Неделю назад «Наша Версия на Неве» первой из газет сообщила об уголовном деле, возбуждённом против бывшего священника Русской Православной Автономной церкви Григория (в миру Вадима) Лурье. Мы же оказались единственным изданием, опубликовавшим контактные телефоны, по которым уже позвонили более десятка пострадавших от прохиндеев в рясах. Напоминаем, речь шла о том, что господин Лурье с дружками отпевал покойников в больнице Святой Елизаветы, на что, будучи лишённым сана, не имел ни малейшего права. Ранее «батюшка» прославился демонстрацией фальшивых мощей и организацией клуба для молодых самоубийц, часть членов которого в итоге покончила с собой.

Казалось бы, у столь одиозной персоны не должно оказаться много сторонников, однако неизвестный, позвонивший в нашу редакцию с неопознанного номера, заявил обратное. По его словам, мы зря связались с батюшкой Лурье, и в ближайшее время ответим ему «за клевету». Потому что за Григория-Вадима должны вписаться очень серьёзные люди. Конкретно друзьями Лурье были названы глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский, бывший парламентарий Государственной Думы от «Яблока» Сергей Ковалёв, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от партии «Справедливая Россия» Алексей Ковалёв (который может действовать в интересах своего партийного начальника Сергея Миронова), член Совета Федерации от того же «СпрРоса» Людмила Нарусова и знаменитая балерина Анастасия Волочкова.

Я Пастернака не читал…

Директор творческого центра Анастасии Волочковой Антон Атрашкин с негодованием отверг слухи о поддержке балериной гражданина Лурье и о причастности её энергичной матери к группировке поклонников расстриги. Было сказано, что Тамара Владимировна – благочестивая прихожанка одного из храмов Московской патриархии и ни к каким «автономистам» отношения не имеет. В приёмной вдовы Собчака нервно сообщили, что Людмила Борисовна ничего не знает, и швырнули трубку. При этом нам послышалось, что за спиной говорившей прозвучало что-то типа «достал…подставляет».

Зато правозащитники отписались немедленно. Член руководства движения «Солидарности» Лев Пономарёв и его соратник поп-расстрига Глеб Якунин бурно вступились за Лурье. Ещё раньше это сделал упомянутый нашим читателем борец за права бандита Вячеслава Иванькова (Япончика) и террориста Шамиля Басаева Сергей Ковалёв. «Я не знаю подробностей самого этого дела, – заявил престарелый «яблочник». – Тем не менее, поведение питерской милиции в данном конкретном случае возмутительно».

Наверное, Сергей Адамович очень обидится, если сказать ему, что он ведёт себя подобно забытому советскому писателю, начавшему обвинительную речь против коллеги со слов: «Я Пастернака не читал, но осуждаю…». Между тем, кондовый коммунист и махровый либерал по сути ничуть не отличаются. Оба агрессивно навязывают свое мнение по вопросу, с которым по собственному признанию, незнакомы.

Суицид с расстановкой

Депутат питерского парламента от «Справедливой России» Алексей Ковалёв, напротив, подробно обосновал свою позицию:

«С Вадимом Лурье я знаком с 1976 года, ещё детьми мы посещали археологический кружок и позже вместе ездили в экспедицию в Тыву. В 80-е годы Вадим был одним из наиболее известных молодых поэтов Ленинграда, затем ушел в теологию, историю церкви, ныне он – доктор философских наук. Кроме того, Лурье был одним из лидеров группы спасения памятников, вместе мы защищали «Англетер», проводили акции за передачу церквей верующим. С его церковной деятельностью я не знаком, поскольку человек неверующий, но мне очень не нравится прессинг, под которым оказался Лурье. Я сам с 1999 по 2002 год прошёл такое же испытание: меня пытались обвинить, но поскольку нарушили решение Конституционного Суда РФ, дело прекратили. Тогда тоже, еще до передачи дела в суд, появилось множество статей со ссылками на «источники в органах». Поскольку я теперь имею копии материалов дела, то могу точно сказать, что в СМИ распространялась именно дезинформация. В случае с Лурье мы видим тот же «нездоровый» интерес милицейских пиарщиков, преждевременные обвинения, хамские эпитеты, шельмование и оскорбления. Я как-то навещал своего друга, который лежал в Елизаветинской больнице, и видел, что часовня в здании использовалась как РПАЦ, так и РПЦ. Но это дела внутрицерковные, а свою часовню Вадим построил рядом с больницей.

Что же касается спора вокруг мощей, то это похоже на знаменитые «обезьяньи процессы», когда около ста лет назад в США (по уголовным статьям) судили учителей, преподающих теорию Дарвина. Объясните мне, как можно определить святость мощей? И что это за заявление, что в РПАЦ мощи липовые, а в РПЦ настоящие? Да в РПЦ или Католической церкви подлинность мощей святых первых веков нашей эры, скажем, того же Николая, вообще ничем не доказана. Ещё большевики проводили вскрытие мощей, чтобы разоблачить церковный обман. Чего там только не было обнаружено!

Русская Православная церковь в последнее время срослась с государственной машиной. Поэтому люди (особенно молодые и образованные) тянутся к более независимым структурам типа РПАЦ. Думаю, из-за этого РПЦ вытесняет конкурента. В том же Суздале за последние годы от РПАЦ были отобраны шесть храмов!

Что же касается нападок по так называемому «клубу самоубийц», то могу сказать, что Вадим Лурье делал то, чем должно заниматься государство. Его поразило, что в Интернете совершенно открыто действуют сайты, где обмениваются «опытом» молодые люди, которые хотят уйти из жизни. Поскольку нашим властям жизнь этих ребят «по барабану», он решил пригласить их к себе, чтобы отговорить от суицида. Поднялся скандал, говорили, что зря Вадим полез со своей помощью...

но государство-то так ничего и не сделало! В Интернете действуют десятки настоящих «клубов самоубийц», а «органам» на это плевать».

Заявляя о том, что Лурье кого-то из них спасал, Алексей Анатольевич, мягко говоря, не в теме. Хорош «спасатель», размещающий на своём сайте советы по безболезненному уходу из жизни, сравнивающий погибающих людей с бактериями и отпускающий фразы типа «хотеться» жить и не должно…никто никого от самоубийства не отговаривает. Вопрос лишь в том, что всякое дело, а особенно столь важное, нужно делать «с чувством, с толком, с расстановкой».

Далее, будучи неверующим, мироновец Ковалёв, похоже, не в курсе и ситуации в РПАЦ. В противном случае он бы знал, что в постановлении её синода от 5 сентября 2005 года решено «снять сан с запрещенного игумена Григория (Лурье). Монах Григорий (Лурье), да не совершит никаких Святых Таинств. Если же монах Григорий дерзнёт нарушить, они послужат ему в суд и в осуждение». Поэтому, независимо от взаимоотношений между РПЦ и РПАЦ, гражданина Лурье не считают священником ни та, ни другая. Следовательно, все религиозные таинства, за которые со страждущих собирались немалые деньги, имеют не большую силу, чем обряд, совершённый первым попавшимся бомжом, подобранным на помойке.

Рассуждая о якобы построенной Лурье часовне, партийный товарищ Сергея Миронова явно запамятовал о судьбе двух ранее служивших в ней священников. Между тем, один из них был убит, второй спешно сменил место службы после того, как у него сожгли машину. Преступники в обоих случаях не обнаружены, а сам «отец» Григорий, по информации христианского журнала «Романитас», «настаивал на том, что сотрудничать с мафией нужно».

Что касается выставленных в храмах мощей, то господин Ковалёв постарался забыть, что сбор денег за право поклониться им в корне противоречит традициям православия. Между тем, мы писали, что допуск к хранящимся в петербургском Николо-Богоявленском Морском соборе останкам Святого Николая Чудотворца свободный. Поэтому заставлять людей часами выстаивать очередь и собирать деньги за допуск к неизвестно чему – просто подло.

Совесть отца Ильи

Выяснив точку зрения «Справедливой России» в лице Алексея Ковалёва, мы попросили в петербургской митрополии комментарий о сотрудничестве с Лурье служителя РПЦ отца Ильи (Гришечкина).

«Отец Илья, служивший с Лурье, с 1996 года не имеет прихода в РПЦ и свободен от сана, – любезно разъяснил секретарь епархиального управления игумен Мстислав (Дячина). – Но он не находился в запрете и имел право служить в любом храме, так сказать, внештатно. Почему он стал служить у Лурье, который был в запрете – на его совести. РПЦ может только лишить сана, что и было сделано в отношении Лурье. Информация о священниках, находящихся в запрете, широко доступна, она размещается на сайте РПЦ и в церковных печатных СМИ, все хорошо известно каждому священнику. Церковь заявляет о запрете, а пресекать деятельность мошенников и наказывать их – дело государства. Я лично глубоко возмущен деятельностью Григория Лурье, особенно тем, что он подстрекал молодых людей к самоубийству. Это чудовищно, непонятно только, почему государство ничего не предпринимало до сих пор, почему делом Лурье занялись так поздно?»

Нам тоже непонятно. Но ещё менее понятно, почему оргвыводы, предпринятые относительно «отца» Григория, не распространяются на его соратника? И если в митрополии знали, кто такой Лурье и чем он занимается, что мешало написать на него заявление в правоохранительные органы?

Молчание «эффективного политика»

Известно, что давний партнёр Вадима Лурье по журналистике и церковным делам Ольга Митренина является соавтором известного московского публициста Егора Холмогорова, позиционировавшего себя в качестве защитника Кремля от оппозиции.

И здесь самой большой сенсацией вокруг храма Святой Елизаветы стало присоединение к правозащитному хору коллеги Холмогорова по борьбе с «оранжевой революцией», президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Претендующий на особо доверенные отношения с тем же Кремлём идеолог заявил в интервью интернет-газете «Взгляд», что налицо «вовлечение милиции в коммерческие операции по заказу третьих сил. Яркий пример – на этой неделе в Петербурге дело доктора наук Вадима Лурье. Византинист, который ещё и является священником, понадобился кому-то. Поэтому милиция атакует его и размещает заказные публикации прямо на сайте ГУВД. Вот кто это? Это либо какие-то споры внутри православной конфессии, либо кому-то понадобился участок под храмом».

Сектретарши Павлоского после совешаний с боссом так ничего и не смогли сказать о его позиции, пришлось звонить по мобильному номеру. «Кто такой Лурье? Где я его защищал?» – деланно изумился наш собеседник. – «В газете «Взгляд» – «Откуда вы об этом знаете?» – «Прочли» – «Я ужинаю и не хочу говорить на эту тему!» В общем, как говорил ленивый джинн из мультика про барона Мюнхгаузена: «Какой такой павлин-мавлин? Мы кушаем!» Так нам Глеб Олегович и не объяснил, что связывает его с питерским расстригой.

Вполне возможно, что Лурье лишь повод, а на самом деле господин Павловский, как, впрочем, и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, решил, что «оранжевая революция», которой они столько лет пугали дорогих россиян, и впрямь на подходе. Вот они, как некогда члены Политбюро ЦК КПСС, верные ленинцы Яковлев и Шеварднадзе, и задумались о переходе в оппозицию. А проходимец в рясе, подобно упомянутой Алексеем Ковалёвым гостинице «Англетер», – лишь одна из точек опоры, которую можно использовать для смены вех.