Спецслужбы заигрались с \"ряжеными\"

На модерации Отложенный

Любой теракт – независимо от его масштаба и количества жертв – это всегда шок, даже в разгар террористической войны. А мы в последнее время еще и расслабились, ведь с последних крупных атак террористов прошло больше шести лет.

Тот факт, что для граждан на первое место вышли сугубо мирные темы, – это хорошо и правильно. Так и должно быть. Однако за поддержание мирной жизни надо платить, и не только денежными вливаниями в проблемные республики Северного Кавказа, но и совершенно конкретной работой спецслужб, правоохранительных органов и всей системы власти.

В борьбе с терроризмом есть три связанные между собой, но разные с методологической точки зрения задачи. Первая задача состоит в предотвращении терактов, это дело разведки – СВР, ГРУ, ФСБ. Вторая находится в зоне ответственности милиции, которая занимается охраной правопорядка. И третья задача – обеспечение работы всех этих систем: законы, указы, организационные решения, мотивация и многое другое. Этим должна заниматься высшая государственная власть.

Теперь посмотрим, как все это работает на деле. Информация о возможных атаках на московское метро поступила заранее, но теракты все равно состоялись. На отдельных станциях в воскресенье были проведены выборочные проверки, а в понедельник усилили патрулирование на \"красной\" ветке, но это не возымело эффекта. И не удивительно. Выцепить в толпе подозрительных людей, даже имея их фотографии или описания, достаточно сложно. Для этого нужны специальная подготовка и опыт, а значительная часть милиционеров, несущих службу в метро, привыкла просто проверять документы и получать взятки от тех, у кого они не в порядке.

Вторая задача касается работы по выявлению заказчиков терактов и центров подготовки террористов.

Этой работой традиционно занимается разведка. Сегодня в информационное пространство вброшены версии, ведущие не только на Северный Кавказ, но и на границу Афганистана и Пакистана, где, как принято считать, скрывается Бен-Ладен, а также в Грузию и в США. Разбираться во всех хитросплетениях этих сюжетов должны политики и разведчики из СВР и ГРУ, но поскольку работа этих ведомств засекречена, а решения руководства страны определяются комплексом сложных соображений, нас, скорее всего, не проинформируют о том, кто на самом деле был главным кукловодом.

Непосредственной подготовкой и исполнением теракта, по официальной версии, занималось северокавказское экстремистское подполье. Это уже зона ответственности ФСБ, которая не выполнила свою часть работы несмотря на то, что именно для решения задач борьбы с терроризмом и экстремизмом законодатели наделили ее дополнительными полномочиями. В последнее время спецслужбы чересчур увлеклись борьбой с доморощенными экстремистами. Суды завалены смехотворными делами против \"экстремистов\", обвиняемых в \"разжигании розни к социальной группе чиновников\", а тем временем реальная террористическая сеть действует не только на Кавказе, но и в Москве. И здесь возникают очень серьезные вопросы и к руководству ФСБ, и президенту, в подчинении которого находятся силовые ведомства.

Судя по первой реакции на теракты в Москве, власти осознали недостаточность мер, которые принимались против террористов, и в принципе готовы провести работу над ошибками. Пока, однако, ничего определенного на этот счет сказано не было, и потому остается непонятным, готов ли президент скорректировать ранее заявленную повестку дня и всерьез заняться спецслужбами, чтобы те переключились на борьбу с реальными, а не \"ряжеными\" экстремистами.