Интеграция на выживание

На модерации Отложенный

31 марта в Кишиневе с однодневным визитом побывает первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Молдову он посетит в рамках турне по странам СНГ, которое совершает в качестве председателя Экономического совета Содружества, а также национального координатора РФ по делам СНГ.

Кстати, на этой неделе молдавский парламент планирует ратифицировать Соглашение о создании института национальных координаторов в рамках СНГ. В соответствии с этим документом, каждое государство назначает ответственного за реализацию решений СНГ в данной стране, как правило, вице-премьера. Предполагается, что в Молдове эта роль будет отведена Валерию Лазэру. Цель турне Игоря Шувалова - встретиться с руководителями стран СНГ, разъяснить им новую концепцию развития СНГ, которая была представлена Россией в начале этого месяца на Международном экономическом форуме государств Содружества, и очевидно, убедить в целесообразности ее реализации.

Смысл новой концепции сводится не к аморфному двустороннему сотрудничеству в рамках СНГ, которое практиковалось до сих пор, а к возможности многосторонней интеграции. Инициатива России достаточно амбициозна: по мнению ее руководства, интеграция в рамках СНГ может быть построена по принципу европейской - разноуровневой и разноскоростной, основанной на экономическом интересе. Какой формат отношений выбрать в рамках СНГ, на каком уровне остановиться, и когда это может произойти, выбирают сами страны.

Предполагается, что таких уровней интеграции может быть четыре: зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и затем валютный союз. В отношениях стран СНГ, по идее, должно появиться больше ясности, определенности. Если страна готова участвовать в интеграции на определенном уровне, то она может рассчитывать лишь на те отношения стран - членов СНГ, которые соответствуют этому уровню. Примерно по такой же логике развивался и Европейский Союз. В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали. В 1957 году с целью углубления экономической интеграции эти шесть государств учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок).

ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. В 1992 году государства, входящие в ЕС, подписали Договор о создании Европейского союза - Маастрихтский договор, который учредил три опоры ЕС: экономический и валютный союз, общую внешнюю политику и политику безопасности, общую политику в области внутренних дел и юстиции. А государства, вступающие в ЕС, проходят несколько уровней интеграции. В качестве одного из примеров интеграции в рамках СНГ глава МИД РФ Сергей Лавров в одном из интервью приводит соглашение о Таможенном союзе, которое уже подписано между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

С 1 января 2010 года на территории этих стран вступает в силу единый таможенный тариф. А сам Таможенный союз будет запущен 1 июля. По подсчетам экспертов, объем рынка трех государств составляет более двух триллионов долларов. В эту сумму оцениваются находящиеся на их территориях крупнейшие в мире запасы углеводородов и огромный потенциал промышленного развития.

Экономисты прогнозируют суммарный выигрыш от создания Таможенного союза в 400 миллиардов долларов. Более того, президенты Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко договорились о создании единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран в зоне Евразийского экономического сообщества.

Это означает формирование общего энергетического рынка, транспортной системы, а в перспективе - ликвидацию таможенных границ, свободное перемещение рабочей силы и единую валюту. Интерес к участию в совместном проекте проявили также Киргизия и Таджикистан. Таким образом, Россия запускает новый процесс интеграции в СНГ и начинает с форм более простых и привлекательных, которые многого не требуют. База интеграции - взаимовыгодные интересы экономического характера. По мнению молдавских чиновников, такая логика развития интеграционных процессов в СНГ может заставить Молдову смотреть другими глазами на сотрудничество в рамках Содружества. Правда, это произойдет лишь в том случае, если новая концепция окажется не просто жизнеспособной и выгодной, ее реализация должна быть обусловлена четкими правилами и ясно прогнозируемыми результатами.

Потому что пока более конкретной, ощутимой и понятной молдаванам представляется европейская интеграция. В том, что так же конкретна, понятна и ощутима может быть интеграция в рамках СНГ, видимо, и попытается Россия убедить страны-члены Содружества в этом году. Молдова снова оказывается в достаточно сложной ситуации выбора. Проблема в том, что европейская перспектива для РМ все еще четко не определена. Нам говорят: будьте рядом. На всякий случай. Восточное патнерство не стало для нас сладким пряником, после стольких усилий и надежд этот инструмент сотрудничества воспринимается в Молдове не то чтобы унизительно, но несправедливо. Сегодня даже самые преданные сторонники вступления в ЕС с некоторой обидой говорят: \"На каком уровне отношений мы находимся с ЕС? На начальном - на фазе договора о партнерстве и кооперации.

Это, грубо говоря, означает лишь то, что мы не воюем, и это уже хорошо. Критическая масса расширения ЕС набрана, там только начинают налаживать внутренние механизмы, которые позволят этой большой машине заработать в полную силу. Поэтому рассчитывать на то, что в ближайшие 10-15 лет мы приблизимся к европейскому членству, не приходится, это иллюзия\". Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что Молдова может отказаться от европейской интеграции. Этот вектор однозначный и сомнению не подлежит. Но как тогда новая политика в рамках СНГ может согласоваться с европейской интеграцией? В России говорят: на начальном этапе - до определенного уровня интеграции - нет особых проблем.

Во всяком случае, многостороннее соглашение о свободной торговле будет полностью совпадать с нормами ВТО. Более того, по некоторым направлениям отношений с ЕС Россия продвинулась намного дальше, чем Молдова. Очевидно,что проблемы могут появиться на уровне таможенного союза, потому возникнет вопрос общих границ. Однако мы пока находимся на таком низком уровне отношений и с Россией, и с Европейским Союзом, что об этом вообще рано говорить, говорят эксперты.