Тариф на траур

7 декабря в России был объявлен национальный траур по жертвам бессмысленного и беспощадного пожара в пермском клубе «Хромая лошадь». А вот по жертвам крушения «Невского экспресса» национальный траур не объявляли. Потому что, как говорят, где-то существует специальный «тариф» - национальным траур объявляется, только если число жертв достигает 100. Русская Википедия, однако, указывает в качестве порогового числа - 60, добавляя, что нормативных документов на этот счет не существует.

Или - таковые все же есть? В принципе, как это ни дико, но в хорошо устроенном государстве, даже на такие разрывающие душу случаи должны быть соответствующие инструкции и нормативы. Ибо без порядка в траурных делах пришлось бы либо каждый день объявлять государственный траур - при нашей-то «широте души» и любви к «быстрой езде». Либо реагировать произвольно, вызывая зависть и обиды тех, чей траур не дотянул до общенационального.

Итак, в траурном деле порядок должен быть. Но возникает вопрос. В случае с «Невским экспрессом» люди погибли в результате чьей-то намеренно злой воли. И являются они, несомненно, жертвами той войны, которую ведут против нашего общества пока еще не очень понятно какие именно, но что террористы - несомненно.

Это означает, что на месте этих погибших мог бы оказаться каждый из нас. Потому что в войне с террором каждый из нас - «легкая мишень». А вот несчастные люди, сгоревшие в пермском клубе из-за идиотизма организаторов вечеринки, это, согласитесь, немного другая история.

Хочу быть правильно понятым. Смерть - всегда смерть. Сегодня с нами нет ни жертв железнодорожной катастрофы, ни пермского пожара. И скорбь по нежданно и обидно погибшим людям - нашим соотечественникам - в обоих случаях тяжела и всенародна. Но некая инструкция разделила эту скорбь на общероссийскую и местную.

На очень простом - количественном -основании. Нейтрально и чтобы никому не обидно.

Но, по-моему, и о «качестве» смерти нам не стоит забывать. Жертвы сознательно и злонамеренно замышленного и осуществленного действия, которое называется «террористический акт», всегда заслуживают - сколько бы их ни было, даже всего один человек! - нашей всеобщей скорби. Потому, хотя бы, что это именно они приняли на себя удар, нацеленный в каждого из нас.

Но скажут: не будет ли это «пособничеством» террористам в том смысле, что, ежедневно в кого-то стреляя и что-то взрывая, они превратят нашу жизнь в круглогодичный траур? А, тем самым, добьются своей цели: сделав из общества «тварь дрожащую», поскольку террор - это и есть страх?

А я спрошу навстречу: так мы что, будем жить по принципу «отряд не заметил потери бойца»? Делать вид, что все ОК, что нас, сколько ни убивай - все равно «не запугаешь»?

Вот, по-моему, второй подход - он и есть прямое террору пособничество. Потому что вместо общественной нетерпимости к терроризму, вместо эффективной борьбы с ним прививает чувство «привычности». Как на фронте - только в мирное время. Как на войне - только с невидимым врагом.

И вот этого нам совсем не надо. Потому что ничего у нас не получится - начиная с простейших личных планов и кончая грандиозным замыслом модернизации - если на нашу жизнь нам будем почти что наплевать. Так вот давайте покажем друг другу - что нет, не наплевать. И станем скорбеть сообща по жертвам террора. Сколько бы их ни было - до тех пор, пока они есть. И для того, чтобы их больше никогда не было.

Может быть, тогда и от собственной глупости и/или раздолбайства меньше гибнуть станем. А?