Гайдамак - незамеченная угроза европрорыву Медведева

Госслужащий Анголы, которого связывали весьма деликатные отношения с казахстанскими чиновниками, ставит под угрозу достижения президента России в диалоге со стратегическим партнером в НАТО.

Президенты двух стран объявили 2010 год Годом России во Франции, и Годом Франции в России. Особый импульс этому в начале марта придал исторический визит в Париж Дмитрия Медведева. Французские СМИ окрестили его результаты знаковым достижением российского лидера. Несмотря на явное неудовольствие США и ряда стран ЕС, Россия получила доступ к передовым военным технологиям НАТО, добившись согласия французов на поставку четырех вертолетоносцев класса «Мистраль». Также достигнута договоренность об увеличении поставок российского газа во Францию, и ее присоединении к проекту балтийского газопровода «Северный поток». Кроме того, французская сторона решила затратить миллиард долларов на покупку российских ракет-носителей «Союз».

На этом фоне Дмитрий Медведев подчеркнул, что с 2003 по 2008 год товарооборот между двумя странами возрос пятикратно, а объем французских инвестиций превысил $10 млрд. В свою очередь, Николя Саркози обещал, что «Франция сделает все», чтобы убедить партнеров по Евросоюзу отменить визовый режим с Россией.

Единственное, что омрачает столь радужные перспективы стратегического партнерства - официальное заявление высокопоставленного сотрудника прокуратуры Франции Ромена Виктора относительно израильского бизнесмена Аркадия Гайдамака, скрывающегося в России от французского правосудия. «Надеюсь, рано или поздно он будет задержан», - заявил чиновник.

В октябре прошлого года исправительный суд Парижа признал Гайдамка виновным в незаконной торговле оружием, заочно приговорив его к шести годам тюремного заключения. До вынесения приговора агентство France Press отмечало, что Гайдамак «обвиняется также в отмывании денег» и «в даче взяток целому ряду лиц».

Расследование по этому делу, получившему название «Анголагейт», началось в 1997 году, а в 2000-м стали проводиться аресты подозреваемых. Тогда Гайдамак бежал в Израиль, рассчитывая спрятаться от французской Фемиды. Он начал сорить деньгами, пытаясь создать себе имидж мецената, заручиться симпатиями рядовых израильтян и внедриться в политическую систему. Беглый делец не скрывал намерений баллотироваться в парламент, что обеспечило бы ему депутатскую неприкосновенность.

Но в 2004 году местная полиция приступила к расследованию подозрений об отмывании Гайдамаком около $173 млн. Как сообщала израильская газета «Гаарец», в 2004-2005 годах власти Люксембурга заморозили сразу несколько банковских счетов по подозрению в том, что они использовались Гайдамаком в противозаконных целях. После провала политических авантюр в Израиле, в 2008 году он бежал в Россию. В октябре прошлого года израильская прокуратура выдвинула против него обвинительное заключение, а в феврале 2010-го она обратилась в суд с просьбой выдать ордер на арест Гайдамака. Очередное судебное заседание по этому делу назначено на 27 мая.

Между тем бизнесмен, осужденный во Франции и обвиняемый в противозаконных действиях израильтянами, обосновался в России, прикрываясь ангольским диппаспортом. Он получил его в благодарность за оружие советского производства, поставки которого Анголе послужили основанием для приговора парижского суда. За четыре года до того Гайдамак заявлял в интервью РБК Daily, что является «советником министра иностранных дел Анголы и советником ангольского посольства в Москве».

«Я как государственный служащий работаю во имя интересов народа Республики Ангола», - подчеркивал он. Теперь Россия, вынужденная считаться со столь высоким статусом ангольского чиновника, позволяет ему укрываться от приговора французского суда, и тем самым рискует собственными стратегическими отношениями с Францией.

Показательно, что сама Ангола не стала предоставлять ему убежище. Луанда однажды уже испытала на себе недовольство Парижа именно в связи с Гайдамаком. Через год после начала расследования «Анголагейта» межгосударственные контакты на высшем уровне прекратились почти на целое десятилетие. Стремясь нормализовать отношения с Францией, власти Анголы открестились от своего «государственного служащего». В мае 2007 года британский журнал Africa Confidential сообщил со ссылкой на ангольских правительственных чиновников, что президент Жозе Эдуарду душ Сантуш «поссорился» с Аркадием Гайдамаком, и тот «был вынужден в прошлом месяце срочно покинуть страну».

Как следствие, ровно через три месяца стала возможной первая за девять лет встреча лидеров Франции и Анголы на сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Саркози заявил тогда, что «страница плохих отношений между нашими странами должна быть окончательно перевернута». И уже в следующем году состоялся визит французского президента в Луанду.

Но официально Ангола не спешит лишать Гайдамака дипломатического статуса. Видимо, не случайно он гордится своими тесными деловыми отношениями с одной из дочерей ангольского президента Изабель душ Сантуш.

В такой ситуации «подставляется» именно Россия. Во-первых, она как бы становится виновницей невыполнения приговора французского суда. Во-вторых, ей создается имидж страны-убежища для лиц, осужденных и обвиняемых судебными органами Запада. И, в-третьих, под сомнение ставится репутация российских госкорпораций, в роли «покровителей» которых выступают дельцы с таким реноме. В упоминавшемся интервью РБК Daily Гайдамак акцентировал внимание на том, как продвигал интересы алмазной компании АЛРОСА на уровне ангольского правительства. То же издание еще в марте 2005 года отмечало: «Гайдамак ищет дружбы с АЛРОСОЙ (у которой, как и у любой госкомпании, есть определенные связи во властных структурах), в целях защиты от текущих претензий зарубежных правоохранительных органов и от возможных - со стороны российских».

Сложилась патовая ситуация. Благодаря ангольским связям Гайдамака власти этой страны не лишают его дипломатического статуса, но сами не хотят портить отношения с Францией, предпочитая держать его на расстоянии. В итоге Россия служит убежищем для человека, уже осужденного во Франции, и теперь еще обвиняемого израильским судом в отмывании капитала.

Методы, за счет которых Гайдамаку по-прежнему удается разыгрывать ангольскую карту, лучше всего раскрывают протоколы заседания окружного суда Тель-Авива от 10 мая 2004 года. Как отмечал судья Ади Азар, помимо показаний ряда свидетелей, суду был представлен документ, из которого следует, что «Гайдамак распорядился якобы подкупить окружной суд в Казахстане и высокопоставленных чиновников в Казахстане на общую сумму 600 тыс. долларов США». Из этих денег «500 тыс. долларов были переданы начальнику президентской канцелярии государства Казахстан в соответствии с договоренностью между ними и Аркадием Гайдамаком».