Отстранение Путина есть решение всех проблем?

На модерации Отложенный

Письмо ряда общественных деятелей, публично потребовавших отставки Владимира Путина, стало предметом полемики между писателем Виктором Шендеровичем и журналистом Михаилом Шевелевым.

Михаил Шевелёв: Кто адресат вашего письма?

Виктор Шендерович: Да собственно, кто прочтет. Я бы, конечно, предпочел, чтобы его исполнили с выражением в программе \"Время\", опубликовали в газете \"Известия\", а потом в прайм-тайм в прямом эфире Первого канала состоялось его обсуждение. Но в отсутствии такой перспективы письмо адресовано всем, кто его прочтет – городу и миру, как говорится. Интернет – относительно немногочисленная среда, но я полагаю, что политические решения зреют и принимаются среди тех, кто интернет читает.

- Не важно, в конце концов, где это написано – в интернете или на заборе. Важна мысль. Вы убеждены, что отстранение Владимира Путина от рычагов управления есть решение всех проблем страны?

- Это не решение всех проблем, разумеется, но это то, с чего следует начинать. Любой разговор о модернизации в рамках системы, выстроенной Владимиром Владимировичем Путиным и справедливо названной его именем – это бессмыслица, пустой треп. Так в свое время десталинизация не случилась потому, что ее производили те же люди, которые осуществляли сталинизацию. В этом отличие от Германии, где денацификацией занимались другие люди. Система власти, существующая сейчас в России, будет сохраняться до тех пор, пока Путин и его корпорация сохраняют влияние. Возможны только болтовня и марафет, призванные закамуфлировать тот медицинский факт, что в 2012 году страна может получить стагнацию еще на 12 лет – то есть, вполне брежневских размеров. Осталось два года до точки невозврата.

- Антипутин – это лозунг, не более того. Не вызывает у вас смущения отсутствие внятной системной альтернативы нынешней власти?



- Не смущает. Речь может идти об отсутствии политической партии, аналога, например, чешской Хартии-77 или польской \"Солидарности\", которая могла бы воплотить в себе системное сопротивление. А сама альтернатива есть, ее не надо выдумывать. Она называется – разделение властей и честные выборы. Это то, что не решит проблемы, но даст возможность начать эволюционное движение.

- Это альтернатива теоретическая. В отсутствии Хартии-77 или \"Солидарности\" она может дать такой же результат, что и в Германии в 1933-ем.

- Вариант Германии тридцать третьего года мы уже прошли. В мягком исполнении. Собственно, популярность «первоначального» Путина – это общественная отрыжка на демократические механизмы, которыми неизвестно как пользовались. Сейчас десятки миллионов россиян жизненно заинтересованы в возвращении этих механизмов. Они хотят пользоваться плодами демократии – путешествовать заграницей, ездить на \"мерседесе\", а не на \"жигулях\", читать то, что хочется... Неслучайно ведь волнения начались на границах со свободным миром – в Калининграде и Владивостоке – там, где виднее другая жизнь. Они пока не знают, как ее добиться, и чаще всего не понимают, что нужны те самые механизмы, которые демонтированы вполне сознательно.

- Тех, кто хочет пользоваться плодами социализма, намного больше. И проблема не в Путине, Медведеве и еще сотне человек. В основе всего – дикость, непросвещенность. И эта работа займет сто лет.

- Не мы первые идем по этому пути! В Голландии была империя, в Англии, Португалии, много где… Как-то разобрались, хотя тоже были фантомные боли, тоже многие сожалели о потере колоний… При Горбачеве и Ельцине народ был тот же, но власть обращалась к нему с другим предложением. И выяснилось, что это предложение пользуется спросом.