\"Замороженные конфликты\" можно решить

На модерации Отложенный

В понедельник в Москве прошел круглый стол «Председательство Казахстана в ОБСЕ: замороженные конфликты на постсоветском пространстве». Политологи, дипломаты, страноведы попробовали оценить первые итоги деятельности Казахстана на посту страны-председателя ОБСЕ. Как отметил в своем докладе генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Власов, неполные три месяца - слишком короткий срок для вынесения какой-либо оценки.

Однако - и это подтвердили другие эксперты - даже первые шаги Казахстана на миротворческом поприще резко контрастируют с длительной бездеятельностью организации, которая была призвана заниматься проблемами безопасности. По мнению казахстанских дипломатов, в последние годы ОБСЕ стала не столько выполнять функции гаранта международной безопасности, сколько сосредоточилась на гуманитарной проблематике. Директор Центра постсоветских исследований МГИМО Станислав Чернявский еще сильнее обострил проблему, высказав мнение, что инструментов по разрешению и предупреждению конфликтов у других европейских и евразийских организаций нет. Именно поэтому настало время переформатирования существующей системы европейской безопасности в евразийскую систему, об общих контурах которой говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Понимая, что конфликты на постсоветском пространстве - это только часть всех конфликтов на территории стран-членов ОБСЕ, и небольшая часть запланированных Казахстаном вопросов на год председательствования, эксперты отметили, тем не менее, что именно эта тема станет «пробным камнем» для новой политики ОБСЕ. Как отметил Алексей Власов, ожидать, что все конфликты будут разрешены в течение года, было бы слишком наивно, а потому политика Казахстана во многом связана и с тем, будут ли его дипломаты и после истечения председательских полномочий заниматься ими. Руководители Казахстана прекрасно понимают это: в начале февраля президент Назарбаев еще раз заявил, что «на все эти вопросы Казахстан, безусловно, вряд ли сможет ответить в рамках срока своего председательства», но настроен на кропотливую и многолетнюю работу в этом направлении. В этом смысле такие предложения Казахстана, как дорожные карты для участников карабахского конфликта, рассчитанные на три-пять, а по некоторым оценкам - и на семь лет, кажутся достаточно проработанными. Что же нового предлагает Казахстан?

Прежде всего, Казахстан является независимым посредником в отношениях между Арменией и Азербайджаном, поскольку у Казахстана отсутствуют в проблемном регионе прямые политические и экономические интересы. Во-вторых, есть возможность развивать механизмы общественного диалога, вовлекая в этот процесс такие институты, как Ассамблея народа Казахстана, которая с момента обретения независимости обеспечивает мир и стабильность между 140 этносами, населяющими территорию Казахстана.

В их числе присутствуют также влиятельные армянская и азербайджанская диаспоры, которые могут быть подключены к посредническим усилиям. Одновременно Казахстан может инициировать проведение ряда миротворческих конференций по Нагорному Карабаху и Приднестровью, исходя из реалий сегодняшнего дня: организацию межобщинного диалога, форумов интеллигенции Кавказа, Молдовы и Приднестровья. Такие мероприятия могут соответствовать пакету ОБСЕ «постконфликтное урегулирование». А кавказская и приднестровская проблематика подчеркнет заинтересованность Казахстана в углублении взаимодействия с европейскими странами по проблемам безопасности и содействия межкультурному и межконфессиональному диалогу.

Народная дипломатия - не казахстанское изобретение, но до этого никто еще не использовал диаспоры для ведения переговоров. Не секрет, что среди армян и азербайджанцев, проживающих в Казахстане, немало крупных бизнесменов, которые могли бы взяться за осуществление экономических проектов, обеспечивающих работой людей в зоне конфликта и беженцев. Более того, как считает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, следующим шагом может стать создание общего экономического пространства, о котором пока только идут переговоры, не только для наиболее интегрированных Белоруссии, Казахстана и России, но и для остальных членов СНГ, а также и непризнанных государств.

Экономика умиротворит враждующие стороны, не даст разрастаться конфликтам. А если это дополнить постоянными диалогами между различными группами в противостоящих странах, то добиться урегулирования конфликта можно быстрее, считает первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимук. О приоритете народной дипломатии говорил и казахстанский эксперт Игорь Савин. А заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев отметил трудности, которые ожидают Казахстан на миротворческом пути. По его мнению, Казахстану, известному до сих пор как объективному переговорщику, надо приложить много усилий, чтобы не испортить отношения ни с одной из сторон. Ведь зачастую предложения посредников отвергают лишь только потому, что их принимает противоположная сторона. К тому же, к решению конфликтов или хотя к их обсуждению стремятся различные политические силы, желающие «отметиться», заработать политический авторитет.

По мнению экспертов, определить сроки решения конфликтов невозможно, но при этом необходимо делать упор на развитие диалога диаспор, привлечение интеллигенции к мероприятиям по народной дипломатии и - самое главное - не допускать обострения конфликтов, чтобы из тлеющих разногласий не разгорелось пламя настоящей войны.