Путин разрешил иранским аятоллам спокойно спать до июля

На модерации Отложенный

Иран может спокойно продолжать свою ядерную программу как минимум до июля, до этого срока санкции ООН ему не грозят. Такой вывод американские аналитики сделали из слов российского премьер-министра Владимира Путина, сказанных накануне в ходе его переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон, побывавшей в четверг и пятницу в Москве.

«Санкции России против Ирана возможны при условии, что они не будут иметь контрпродуктивных последствий»,— заявил замглавы аппарата правительства Юрий Ушаков, сразу после беседы Путина и Клинтон, которая завершилась поздно вечером в пятницу. При этом накануне Путин, посещая Волгодонскую АЭС в Ростовской области, объявил, что уже в июле российские специалисты запустят АЭС в иранском Бушере.

Диалог с Путиным стал финальным пунктом в программе визита госсекретаря. В пятницу днем она общалась с президентом Дмитрием Медведевым и на этой встрече сделала реверанс в сторону российского презедента, обещавшего поддержать санкции против Ирана, правда, при условии, что они будут «умными».

«Мы хотим применить „умные санкции“, о которых ранее говорил Дмитрий Медведев и которые будут направлены на то, чтобы иранское руководство изменило свое поведение»,— сказала Клинтон.— «Я думаю, что мы достигнем сейчас прогресса. Многие страны наблюдают то, что Вы уже упомянули здесь. Мы получили новый рапорт МАГАТЭ и надеемся, что в ближайшее время мы сможем добиться консенсуса по этому вопросу.

Однако министр иностранных дел Сергей Лавров, принимавший участие во встрече Клинтон с Медведевым, отметил, что, согласно докладам МАГАТЭ, «повода для паники» пока нет, хотя Россия и не вполне довольна тем, как действует Тегеран.

«Мы считаем, что Иран упускает возможности наладить нормальный, уважительный, взаимовыгодный диалог с мировым сообществом на основе тех предложений, которые были сделаны ему группой „3 + 3“ и МАГАТЭ. Мы убеждены, что Иран должен выполнить те требования, которые были выдвинуты в своё время МАГАТЭ и которые были поддержаны уже в нескольких резолюциях Совета Безопасности ООН. Мы продолжаем вместе с другими странами работать с Ираном, с тем чтобы добиться от него конструктивного ответа»,— сказал Лавров. При этом он дал понять, ссылаясь на слова Медведева, что санкции против Ирана будут поддержаны только в том случае, когда они будут неизбежны.Путин отказал Клинтон в немедленной поддержке санкций

По мнению Ариэля Коэна, ведущего эксперта Фонда Хэритедж, близкого к Республиканской партии США, Россия может поддержать ряд прямых санкций США, только если они будут выгодны самой России.»Например, если будет объявлен бойкот иранским нефтегазовым проектам, что закроет развитие Ирана в направлении экспорта углеводородов в Европу. Это будет выгодно России, поскольку уберет с рынка энергоресурсов потенциального конкурента»,— пояснил Коэн.



Эксперт также не исключил, что США могут заблокировать зарубежные банковские счета иранских государственных деятелей и членов их семей, а также инвестиционные вложения иранских миллионеров в недвижимость и строительство за пределами страны. Менее вероятным политолог назвал полный запрет поставок бензина, которого Иран импортируют до 30%. «В Белом доме хорошо понимают, что нехватка бензина приведет к осложнению жизни простых иранцев и ухудшению имиджа Запада среди жителей этой страны»,— отметил Коэн.

Эксперт считает, что заявления Путина по поводу запуска электростанции в Бушере хорошо показывают, что Москва так и не стала полноценным партнером Вашингтона в вопросе санкций против режима иранских аятолл. По крайней мере, до запуска АЭС в Бушере Москва не станет впрямую ссориться с Тегераном. При этом, полагает Коэн, даже если Россия и согласится поддерживать санкции ЕС и США, они будут слабоэффективными без участия Китая.На встрече с российским премьером, впрочем, Клинтон неожиданно заявила, что в политике Пекина в этой сфере наметились подвижки, и китайцы, по ее мнению уже более реалистично оценивают угрозу от ядерной программы Тегерана. Впрочем, Коэн назвал такие заверения «оптимистичными».А в остальном царила полная «перезагрузка»

По итогам визита Клинтон так и не объявила без оговорок и позицию США по новому договору о сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписание которого постоянно откладывается из-за несогласованности целого ряда пунктов — от количества допустимых ракет и боеголовок до прямой зависимости развития ПРО от сокращения СНВ. Она не подтвердила прямо сообщений, звучавших с российской стороны, о том, что договор может быть заключен еще до Вашингтонской конференции по разоружению, намеченной на 12 апреля.

«Мы очень близки к завершению работы над договорами (по СНВ). Переговорщики смогли разрешить главные вопросы, остаются технические вопросы. Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем увидеть результаты и этой работы»,— сказала Клинтон после встречи с Медведевым.

Впрочем, по другим пунктам визита точки зрения и российской стороны, и американской в целом совпали. В своих беседах Клинтон охотно вела речь о перезагрузке взаимоотношений с Россией, которая стала своеобразным пиар-слоганом администрации Барака Обамы. А на заседании ближневосточного «квартета», как и российские партнеры, госсекретарь США осудила власти Израиля за строительство еврейских кварталов в мусульманской части Иерусалима, выразив, однако, надежду запустить непрямые переговоры Израиля и Палестины, которые когда-нибудь смогут привести к прямому диалогу двух сторон.

Кроме того, на встрече с Путиным Клинтон заявила, что США преданы «делу вступления России в ВТО», реальных причин против которого ни российский премьер, ни американский госсекретарь так и назвать вслух и не смогли.