Интернет поймал власть в сети?
На модерации
Отложенный
Новые «оптимитические нотки» звучат в последние дни в общественном многоголосье. Появилось мнение, что российская власть начала прислушиваться к голосу Интернет-сообщества и блоггеров. И реагировать на него.
Высказываются эти мысли, естественно, в свободолюбивой и демократической среде, которая властью не очень довольна. Степень недовольства властью у разных, в том числе и свободолюбивых, граждан весьма различна. Не все, и даже далеко не все, осуждают власть за жесткость. Но на отсутствие «обратной связи с народом» сетуют очень многие.
И вот, как своего рода «первая ласточка», замечено внимание свыше к Интернету. Причем, речь идет не только об увлечении молодого по возрасту президента Медведева, который, как известно, ведет блог. Нет, все гораздо драматичнее: новые надежды вызваны волной «милицейских разоблачений».
СМИ очень быстро обратили внимание на то, что нескольким публичным скандалам, когда безобразные поступки сотрудников милиции повлекли не только общественный резонанс, но и довольно жесткую реакцию сверху, предшествовал интенсивный ропот в Интернете. Таких событий за короткое время было несколько. Последнее – 18 марта вечером, когда разборка двух разгневанных мужчин на станции метро «Тимирязевская» закончилась стрельбой из травматического (к счастью) пистолета и рикошетным ранением стоящей рядом девушки. «Стрелок» оказался полковником милиции, старшим инспектором по особым поручениям Департамента охраны общественного порядка МВД РФ Александром Курочкиным.
Следует отметить, что в этот раз развитие событий – по крайней мере, его скорость — оказалась достойной XXI века. Уже в пятницу и возбуждено уголовное дело СКП, и прозвучало заявление МВД – о том, что полковник был трезв и действовал в пределах обороны, а его противник первым прыснул в него из газового баллончика и причинил ожог глаз. Защита своего сотрудника со стороны ведомства естественна. Между тем, второй участник конфликта оказался системным администратором Интернет-форума любителей оружия. На форуме, под «ником» Бродяга, он изложил свою версию событий, где уже полковник был пьян и агрессивен.
А до этого был «живой щит ГАИ» 5 марта на МКАД. И информация о нем тоже распространилась из «сети». Причем, в YouTube появился видеоролик, в котором молодой человек Сергей Сутягин рассказал, как его машину использовали сотрудники ГИБДД в качестве «живого щита» для поимки удиравших преступников.
Чуть ранее, в январе и феврале, такие же бури праведного гнева бушевали в сети сначала по поводу убийства журналиста Константина Попова в томском вытрезвителе, затем – по поводу автокатастрофы на Ленинском проспекте, с участием вице-президента «ЛУКойла» Анатолия Баркова и гибелью известного врача Веры Сидельниковой и ее невестки Ольги Александриной. Во всех этих случаях, милицейские чины «отличились по полной».
Так вот, по мнению, по крайней мере, части заинтересованного общества, широкая огласка всех этих событий и реакция на нее власти – позволяющая хотя бы надеяться на некое достижение справедливости – заслуга именно Интернета и блоггеров.
Одним из первых этот вопрос поднял известный журналист и радиоведущий Сергей Доренко: в видеоинтервью «Росбалту» он позволил себе – как он сам отметил – очень смелое предположение, что из блоггеров, этих «людей-улиток», может родиться долгожданное гражданское общество. Правда, выдвинул Доренко и вторую версию,- что это власть сама использует блоггеров, поднимая на щит ту часть «общественного мнения», которая в данный момент власти выгодна.
Насколько может быть оправдана «оптимистическая точка зрения» — вплоть до рождения гражданского общества? Один из ведущих знатоков Интернета, управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис Терехов, хотя осторожно, подтвердил эти надежды.
Терехов обратил внимание на то, что в «Сеть» уже вовлечена некая «критическая масса» российского населения, которую «невозможно игнорировать». «Сегодня в русский Интернет вовлечено 35-40 млн человек, — заметил Терехов. - Это более 30% населения страны, а по Москве – наверно, добрых 85%. Обнадеживает и то, что президент Медведев ведет блог – да, это «жалобная книга», но это и дискуссионная площадка».
Предположив, что в наши дни «уже утрачена грань» между блогами и классическими средствами массовой информации, Денис Терехов указал даже на определенные преимущества блогов перед газетами и телевидением. «СМИ ограничиваются своей аудиторией, — отметил эксперт. – А блоги – это социальные media. «Живой журнал» — это не просто журнал, где ты что-то брякнул. Когда тебя сто человек возьмут и перепечатают, — это уже повседневная жизнь».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин не согласился как раз с мнением о том, что блоги уже заменяют обычные СМИ. Это мнение Делягин поставил один ряд с мнением, будто Интернет-торговля уже вытесняет магазинную торговлю (из этого же ряда, по его мнению, и разговоры о формирующемся гражданском обществе).
Как заметил Делягин, блоги – это «весьма специфический, узкий сегмент общества». К тому же ведущие позиции в этом «сегменте» занимают «люди асоциальные», не сумевшие завоевать общественное призвание в обычной жизни. Когда кто-то из этих «сетевых» лидеров делает попытку перенести свое лидерство «из онлайна в оффлайн», интерес к ним, по наблюдению политолога, сразу падает.
Суть дела, по мнению Михаила Делягина, в том, что властная бюрократия «еще не научилась этот сегмент гасить». «Скорость и негативность реакции общественного мнения на ряд событий вынуждает бюрократию к самозащите, — подчеркнул политолог. – А иммунитета против этого нового сегмента, который представляют блоги, у нее нет. Это очень хорошо. Но говорить, что это гражданское общество, было бы некоторой спешкой. Пока мы имеем только эмоциональную реакцию. На пути к настоящему гражданскому обществу это лишь первый шаг».
Другие эксперты, имеющие касательство и к Интернету, и к общественному мнению, предпочитают большую степень осторожности. Так, руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий PRопаганда Михаил Виноградов подчеркнул, что какой-то устойчивой «системы реагирования» власти на выраженное посредством сети общественное мнение в стране еще нет.
То, что мы видим, по мнению политолога, – это «реакция на общественную активность», вызванную чрезвычайными происшествиями, плюс, конечно, «личное увлечение президента Интернетом». «Это существенно, — отметил Виноградов. – Но пока неустойчиво»
Не все, между прочим, разделяют благие ожидания от новых способов связи. Так, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов даже полагает, что в российском обществе складывается «чрезмерная зависимость от сети».
«Мнение блоггеров – это мнение ничтожной части населения, — напомнил Орлов, — к тому же выражающей очень специфическую точку зрения. Многие дискуссии в Сети – это имитация реальной деятельности». По мнению политолога, как есть в России «политики, которые не занимаются реальной деятельностью», так есть и «блоггеры, которые не являются ньюсмейкерами». Те и другие находят общий язык, дабы казаться значимыми фигурами.
«Мы уже насытились виртуальными проектами, вроде «дела майора Дымовского», — предположил Дмитрий Орлов. – В дальнейшем интерес к таким делам пойдет на спад. Власть же, на мой взгляд, не должна идти на поводу у Интернет-компаний».
Но если Орлов, скажем, проявляет здоровый скептицизм по отношению к блоггерам с позиции «респектабельного консерватизма», то вот уж кто точно ничего хорошего не ждет от увлечения главы государства Интернетом, так это непримиримая оппозиция. Одно из мнений данного лагеря высказала журналистка и писательница Юлия Латынина в Gazeta.ru. Она задалась вопросом, почему в авторитарном Китае Интернет жестко контролируют, а в «путинской России», которая, по мысли оппозиционеров, стремится быть не менее авторитарной, чем КНР, власть как-то странно потрафляет свободному трепу в сети.
«Для китайской компартии страшен не журналист, не блоггер, не сектант, получивший доступ к СМИ, а народ, воспламененный их идеями». А российская власть, по мнению Латыниний, знает, что никакие бури, бушующие в Интернете, не способны послужить детонатором социального взрыва».
Комментарии
По некоторым сведениям: власть в России - это труп, оживленный удачливым некромантом. Заменил кровь на нефть в жилах, произнес пару заклинаний (там "демократия", "права человека" и т.п.). И чудо свершилось!
"Реакция" власти? Ах не смешите меня. Тихо пожурят и поменяют место пребывания. Всё это чистой воды показуха.
PS. А вот персонажу с газовым болоном, надо было не то что "глаз подбить", уши оборвать и выпороть, прилюдно сняв портки.
Больше похоже на то что собираются навести там порядок
закрыли torrents.ru ifolder.ru (арестовали все сервера проекта в офисе АГАВА) иеще несколько крупных проектов... похоже что это только начало
Забужуйск - аренда и облачные вычисления.
Всё это мешает обделывать им свои дела втемную и принимать решения вопреки мнению и интересам общества.
В этом случае всё тайное становится явным. А это смертельно опасно для всяких махинаций.
Борьба за влияние в сети впереди.
Интернет имеет существенное преимущество. Им надо только правильно воспользоваться.
но я обнаружила, что после блога о ядерном топливе, доступ к материалам первоисточников закрыт.