Уго идет на помощь
На модерации
Отложенный
Никто не предполагал, что давно запланированный визит Григорьевича в Латинскую Америку (он посетил Венесуэлу и Бразилию) станет главным событием недели. Объятия с товарищем Уго и пышные слова про крепкую дружбу народов давно стали рутиной. Реализуемые Минском на «пылающем континенте» экономические проекты пока не воспринимаются как что-то значимое даже в правительственных сводках. Про них вспоминают только по случаю, накануне каких-то официальных контактов либо для галочки.
Тем более, событий в последние дни и в самой Беларуси хватало. В редакциях крупнейших оппозиционных изданий прошли обыски и конфискации оргтехники. Начался судебный процесс над группой оппозиционеров, которым шьют подготовку терактов против высокопоставленных чиновников. Оппозиция бурно дебатировала состав белорусской делегации в гражданскую ассамблею при программе «Восточное партнерство». Список, предложенный польскими консерваторами, подмявшими под себя комитет по делам Беларуси в Европарламенте, вызвал приступ ревности у многих субъектов оппозиционной тусовки. Большая часть диссидентов негласно де факто блокировалась с позицией официального Минска. Последний, как известно, не захотел делить квоту с оппозицией и называет белорусский список участников Ассамблеи польской интригой. Продан западному инвестору один из заводов – былых флагманов местной промышленности. Наконец, в Бресте прошло заседание Союзного правительства.
И все-таки главное внимание заслуживает поездка в Венесуэлу. Прежде всего, из-за формы освещения визита в официальных медиа.
Правительственные СМИ и раньше писали про какие-то теплые отношения белорусов к венесуэльцам. Теперь симпатии трансформировались в чистый интим. Народ с берегов далекой Ориноко записали в категорию «брат».
Такого рода статуса ранее у лукашенковских пропагандистов удостаивалась исключительно Россия. Именно восточной соседке отводилась в государственной пропаганде особая роль союзника, который должен подставить плечо Батьке в любой момент, именно в силу тех самых исторических братских связей. Теперь Россию потеснила Венесуэла.
Российские интересы в Беларуси затрагивают и подписанные экономические договоры. Большинство из них направлены на диверсификацию белорусского импорта, решение проблемы зависимости от российского рынка. Главной изюминкой подписанного в Венесуэле пакета договоров стал пакт о поставках на белорусские НПЗ венесуэльской нефти. Тех самых НПЗ, которые после введения новых пошлин на российскую нефть испытывают трудности и потенциально могут быть выставлены на продажу.
С учетом нынешней напряженности российских–белорусских отношений вследствие зимней нефтяной войны многие эксперты задались вопросом – не собирается ли Лукашенко всерьёз делать ставку на Венесуэлу?
В принципе, с учетом зачастую волюнтаристского характера мышления белорусских чиновников, нельзя исключать наличие таких иллюзий.
Но с точки зрения даже обыденной логики видно, что латиноамериканский флирт скорее какой-то пропагандистский блеф, сиюминутная импровизация. Можно вспомнить, как во время визита в Каракасе «Остапа понесло». Белорусский лидер на ходу пообещал венесуэльскому коллеге решить все его проблемы, связанные с давлением со стороны Запада.
Венесуэла и ее обыденная культура, как бы мы ни хотели, была и остается чужой для обычного белоруса. За несколько лет контактов с Венесуэлой эта страна действительно как-то обозначилась в массовом сознании. В этот уголок Латинской Америки отправили первые партии геологов, инженеров, выпускников испаноязычного факультета иняза. Однако, главная ассоциация, вызываемая при слове Венесуэла, – феномен тамошней преступности. Рассказывают жуткие истории про ограбления среди бела дня иностранцев, в том числе белорусских братьев. Нравы латиноамериканцев абсолютно не укладываются в головах населения Беларуси, где (нужно отдать должное Лукашенко) вполне безопасно.
Примечательно, что в день начала визита Лукашенко в Латинскую Америку в прессе появилась небольшая заметка. За неделю до приезда белорусского гаранта Каракас побил рекорды по количеству криминальных убийств. За один только уикэнд в венесуэльской столице лишились жизни 63 человека. Без комментариев.
В заявленных белорусско–венесуэльских экономических проектах зачастую отсутствует элементарная логистика. Многие детали просто не договариваются или опускаются, скорей всего, во имя той же политической конъюнктуры. Например, остается неизвестной цена закупки нефти в Венесуэле. Сколько будет стоить ее транспортировка? Через какие порты?
Важный момент нестыковки режимов – их идейная эволюция. Разбежка тенденций налицо. Чавес собирается строить социализм XXI столетия, носится с идеей пятого интернационала и пропагандирует в своей передаче на ТВ труды Маркса и Ленина. В Беларуси все наоборот. На днях минские власти объявили о переименовании Площади Ленина и еще ряда улиц, носящих революционные названия. Мобилизационный ресурс антикоммунизма только начинает осваиваться белорусскими властями, но подвижки в этой области налицо. Так во время заигрывания с Ющенко появились публикации об имевшем место в гомельской области голодоморе.
Такое впечатление, что в правительстве даже боятся левацкой риторики Чавеса, которая может быть неверно истолкована в Беларуси, где, наоборот, социальные права стремительно урезаются. Ведущая официальная газета, описывая ситуацию и политический процесс в Венесуэле, специально оговаривает, что Чавес вовсе не против рыночной экономики.
Риски сотрудничества с Венесуэлой, как видно, очень велики. Можно предположить, что про план «Венесуэла» забудут, как только дело дойдет до материальной стороны решения технических вопросов. Какие-то поставки оружия, наверное, сохранятся, но проблемы кризиса местного экономического чуда, растущей зависимости и от Запада и от России эти проекты не решают.
Вояжируя по Латинской Америке, Лукашенко хотел подразнить Кремль, вызвать у него нотки ревности. Но одно дело – делать иллюзию геополитического адюльтера, флиртуя с Западом, другое – с Венесуэлой. Как бы ни старались в Минске хорошо говорить по-испански с латиноамериканским акцентом, невозможно представить, чтобы будущее этого режима решалось в треугольнике: Брюссель – Москва – Каракас.
Автор — колумнист газеты «Наша Нiва». Cпециально для «Евразийского Дома»
Комментарии
когда я услышал как про это говорил сам солнцевеликий, я чуть не упал со стула, думаю где это это мы уже проходили, такого жопализыства надо было ещё поискать!!!!
На днях минские власти объявили о переименовании Площади Ленина и еще ряда улиц, носящих революционные названия. Мобилизационный ресурс антикоммунизма только начинает осваиваться белорусскими властями, но подвижки в этой области налицо
А вот это по настоящему правильно, ещё надо всех ленинов убрать со всех посёлков и малых городов!