Евгений Сатановский: Обама – это птица Говорун
На модерации
Отложенный
Президент России Дмитрий Медведев сегодня примет госсекретаря США Хиллари Клинтон. Основными темами встречи станут вопросы подготовки нового договора по СНВ, иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование.
Согласно информации ИТАР-ТАСС, переговоры российской и американской делегаций в Женеве по согласованию договора вышли на завершающий этап. 13 марта во время телефонного разговора президентов России и США было подчеркнуто, что сейчас речь уже может идти о конкретных датах представления документа для подписания главам государств.
На встрече Медведев - Клинтон, кроме того, будет обсуждаться ситуация вокруг иранской ядерной программы в контексте дальнейшей работы в формате «шестерки», ближневосточное урегулирование с акцентом на поиск возможностей содействия возобновлению палестино-израильских переговоров, усилия по стабилизации и скорейшему становлению Афганистана в качестве суверенного, самодостаточного и устойчивого государства.
После встречи с Медведевым у госсекретаря США намечена беседа с премьер-министром Владимиром Путиным.
Какими будут результаты встречи Хиллари Клинтон с главами российского властного тандема, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«СП»: – Евгений Янович, что нам ждать от переговоров по СНВ?
– Большого оптимизма нет. Ситуация здесь не слишком изменилась со времен президента Буша. Обещания не ставить ПРО в Чехии и Польше – это замечательно, если не учитывать ПРО в Румынии. Поэтому сохраняются традиционные для американцев схемы, когда республиканцы вас оделяют апперкотом, а демократы душат в объятиях, ломая вам ребра. Здесь очень символично, что в свое время главе российского МИДа Сергею Лаврову американцы подарили коробочку с надписью «перегрузка» вместо «перезагрузка», поскольку в Вашингтоне никто не удосужился прочесть слово правильно. Перегрузка у нас и есть, вместо анонсируемой перезагрузки.
Эта история вообще типична для президента Обамы. Обама напоминает птицу Говорун из книжки «Тайна третьей планеты» которая «отличается умом и сообразительностью». Если говорливость, в случае Обамы, считать достижением, то с остальным у американцев провал. Поэтому давайте не будем забегать вперед с подписанием договора на СНВ – пусть будет как будет.
«СП»: – Что можно сказать про перспективы урегулирования конфликта на Ближнем Востоке?
– Что касается ближневосточного урегулирования, поскольку личная позиция Обамы, как и личная позиция Хиллари Клинтон – не говоря о госдепартаменте США – очень советская: я не могу подобрать другого слова. Поэтому здесь договориться достаточно просто, поскольку позиция ближневосточного отдела нашего МИДа тоже очень советская. В этой ситуации советизация американского Госдепа на уровне Никиты Сергеевича Хрущева – вещь, безусловно, радующая отечественную КПРФ, но вряд ли она радует израильтян.
Сегодня между США и Израилем существует жесточайший кризис. Люди в американской администрации говорят о смене израильского премьера, и строят такого рода заговоры на совершенно серьезной основе. Но они не понимают, что все красные линии, которые мог выполнить Израиль, уже выполнены, и сегодня стоит вопрос о существовании этой страны.
Что, впрочем, для президента США сегодняшнего не является чем-то, что его озаботит.
Поэтому здесь, безусловно, будут давить на Израиль, шантажировать его, прессинговать. В какой мере к Штатам присоединиться Россия, мы увидим в ближайшее время. Мы традиционно пропускаем американцев вперед с тем, чтобы они шли по этому минному полю во главе каравана.
«СП»: – В отношении Афганистана какие будут подвижки?
– По Афганистану у нас с американцами общестратегический консенсус. Но попытка затащить нас обратно в эту страну, где мы уже были, и откуда нас выбили с большими потерями для тогдашнего СССР,– совершенно бессмысленна. Россия предоставила американцам транспортный коридор, и этого, как представляется, более чем достаточно. Наверное, все пока на этом и остановится.
Мы Афганистану все долги, которые могли, простили. Афганистан, безусловно, после последних выборов не воспринимается в качестве государства никем. Те нарушения, которые были у Хамида Карзая, зашкаливают до состояния, когда говорить о преимуществах западной демократии на примере Афганистана – это моветон и посмешище.
Посмотрим, что в данном случае нам предложит сделать американская администрация. В конечном счете, мы дали Афганистану уже так много, что хотелось бы получить что-то взамен – например, остановку наркотрафика. Последние военные операции в Афганистане проводились коалицией с бережливым огибанием мест, где растет опиумный мак. Это вызвало довольную резкую, и совершенно справедливую реакцию Виктора Иванова, который, как человек в погонах, не очень понимает, каким образом можно совмещать военную операцию со столь трепетным отношением к наркоторговле.
Остается понять, будет ли с этим Америка бороться, или посчитает, что наркопроизводящий Афганистан (благо, основные наркотики оттуда идут, прежде всего, в Европу) – это приемлемая демократия.
«СП»: – Из этих трех вопросов повестки какой является основным?
– Основным является сам факт, что г-га Клинтон, приехав, о чем-то с нами говорит, а мы, принимая ее, о чем-то говорим с ней. Никаких прорывов не существует, ничего особенно позитивного – тоже. Мы здесь действуем – на пару с американцами – по заветам Льва Троцкого: цель ничто, движение все. Есть диалог – ну, само по себе этого вполне достаточно, чтобы оправдать, как минимум, наличие у дипломатов зарплат.
«СП»: – Нам ничего не известно о чем будут говорить Клинтон и Путин. О чем это говорит?
– Возможно, что Путин не хочет анонсировать, что он будет обсуждать с Клинтон, и имеет на это полное право.
«СП»: – А это не значит, что истинная цель поездки Клинтон – разговор с Путиным?
– Я точно не сторонник заговоров. Такие вещи так на поверхность не кладут.
«СП»: – Что будет главным итогом встречи?
– Что встречи состоялись – и не более чем. Все хорошо, процесс идет. Мы же говорим об имитационной политике американского президента, а не о реальной политике. Администрация Обамы в принципе себя так ведет – проводит какие-то встречи, произносит речи, подписывает никчемные бумаги. Так жизнь и идет – можно выйти ко второму президентскому сроку, а можно и пройти его.
Комментарии
а у нас , - медвед шатун.