Финансовый фронт: Беременность как авария

На модерации Отложенный

Хорошо помню, как почти семь лет назад мы вместе с женой выбирали роддом и программу страхования. «Скажите, а меняется ли стоимость обычной страховки, если моя жена беременна?» — спросил я сотрудницу отдела персонала. «Конечно, меняется! Вы же не идете страховать битую машину как новую!» — ответила она, впечатлив меня образностью своего мышления.

В тот момент я считал программы добровольного медицинского страхования безусловным благом. Контраст с советскими поликлиниками был огромным. Но ко всему хорошему быстро привыкаешь. И та беседа стала первым звонком.

В Москве корпоративное медицинское страхование — один из наиболее распространенных видов страхования. Возможность купить страховку с серьезной скидкой, а то и получить ее бесплатно сейчас есть даже в госучреждениях. Это, естественно, привело к росту загруженности клиник — например, чтобы записаться на прием, приходится ждать несколько дней.

Однако бытовые сложности беспокоят меня гораздо меньше, чем абсурдность страхового покрытия. Как только речь заходит о медицинской страховке, слышишь, что дополнительные выплаты врачам, особенно стоматологам, скорее норма, чем исключение. Вот несколько примеров: «за лечение зуба с меня взяли 20 000 руб., поскольку лечение, по словам врача, попадает в разряд подготовки к протезированию, хотя в действительности нужно для того, чтобы этого протезирования избежать»; «мне отказались лечить бесплатно зуб, поскольку я его раньше уже лечил, а перелечивание не страхуется»; «врач сказал, что удалять образование нужно, поскольку оно может воспалиться, но страховая не заплатит, поскольку у них это проходит как косметическая операция, хотя мне наплевать на то, как это выглядит, поскольку никто все равно не видит».

Или вот вопрос: почему в кризис стоимость медицинской страховки подскочила процентов на 50? При том что врачам платить больше никто не стал.

Но хватит ворчать. Лучше ответить на вопрос, чего бы я хотел от страховых компаний. Я бы хотел, чтобы мне предложили страховку, которая покрывала бы все. Все манипуляции дантистов; лечение от всех возможных болезней; конечно, ведение беременности и т. д. Еще раз — абсолютно все.

У этой страховки должно быть несколько цен в зависимости от уровня клиник, в которых я хочу лечиться: от бывших советских поликлиник до марсианских курортов. Стоимость этой страховки от года к году для меня должна расти не быстрее инфляции (соглашусь, если в цену будет зашит и рост курсов евро или доллара). Это значит, что, если клиент вдруг заболеет сложным и дорогостоящим заболеванием, страховая компания не сможет взвинтить ему цену до запретительной.

Вот такой простой продукт. Уверен, что если он будет массовым, то его стоимость будет адекватной — все-таки российская медицина на порядки дешевле американской.

И тогда, сидя в кресле у стоматолога с дикой болью, не придется отвечать на вопрос: «Ну что, будем лечить?» Конечно, будем.