Налоговый капкан Украины: треть бюджета съела коррупция

На модерации Отложенный

Когда власти предержащие в очередной раз сетуют, что в бюджете нет денег на повышение зарплат и пенсий и что, мол, народу нужно затянуть пояса и терпеть «непопулярные реформы», так и хочется сказать — а воровать меньше не пробовали? А затянуть свои пояса и начинать с самих себя «непопулярные реформы» — слабо? Способов разворовывания казенных средств — масса. Но сегодня мы поговорим о первоистоках нашей постоянной бюджетной недостаточности. О коррупции в налоговой администрации, которая, с одной стороны, — покрывает укрывательство от налогов, а с другой — занимается вымогательством денег у честных налогоплательщиков, отбивая у них желание вести бизнес (а значит, создавать рабочие места и поднимать экономику) в нашей стране. Самое подлое, что украинских предпринимателей таким образом приучили к мысли: работать честно невыгодно, а чтобы контролирующие органы закрывали глаза на нарушения, нужно давать взятки.

Точных данных о том, сколько государство теряет поступлений в бюджет из-за коррупции в налоговой сфере, нет, однако, по приблизительным подсчетам различных организаций, эта сумма превышает 70 млрд. грн. — почти треть (!) доходной части прошлогоднего госбюджета. Несмотря на столь впечатляющие цифры, ответственные за коррупционные схемы госслужащие в большинстве случаев остаются безнаказанными — по официальным данным ГНАУ, за прошлый год на ее сотрудников завели всего 64 уголовных дела, из которых большая часть — рядовые сотрудники, погоревшие на мелочах, тогда как настоящие коррупционеры, ворующие миллионами, остаются на свободе.

Каждая новая власть обещает что-то сделать с налоговой коррупцией. Помнится, два года назад, во время представления председателя ГНАУ Сергея Буряка, тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко отметила, что он «увеличит поступления от налогов за счет детенизации и вдвое, и втрое, не увеличивая налоги, а наоборот, их снижая». Однако на практике НДС начали возмещать только тем, кто лучше попросит, или тем, кто вернет часть денег в виде откатов, а налоги не только не снизили, но и начали собирать наперед. Тимошенко выборы проиграла, и президентом стал Янукович. Он тоже обещает навести порядок с налогами, будет менять руководство ГНАУ. Но поменяется ли что-либо реально? Посмотрим...

ПЯТЬ ПРИЧИН НАЛОГОВОЙ КОРРУПЦИИ

Прозрачности в этой сфере мешают высокие налоги, 2 тысячи писем ГНАУ и непонимание налоговиками своих задач. Они должны не наполнять бюджет, а контролировать правильность уплаты налогов.
Запутанное законодательство

Разобраться во всех нюансах нынешнего законодательства очень сложно. Сегодня существует еще и более 2 тысяч писем с разъяснениями и инструкциями о том, как правильно платить налоги.
Деморализация населения

Согласно данных международных организаций, в украинском обществе давать/брать взятки и уходить от налогов — не считается чем-то зазорным. Часто взятки не вымогают, но частные предприниматели сами ищут выходы, чтобы их дать.
Политическая крыша

Системы уходов от налогообложения и поборов с бизнеса крышуются на уровне высших чиновников правительства, нардепов Верховной Рады, руководства правоохранительных органов и судебной системы. Они и прикрывают сомнительные схемы в случае необходимости.
Неверный подход

Перед налоговыми органами часто ставят задачи по наполнению бюджета. Но налоговики должны лишь контролировать соблюдение законодательства и правильность уплаты налогов, а не искать пути повышения налоговых обязательств.
Слишком высокие налоги

Налоговая нагрузка на предприятия слишком велика и работать «по белому» для большинства нецелесообразно

РАБОТА С ЮРЛИЦАМИ: 4 ПРИМЕРА ИЗ ЖИЗНИ

Для того чтобы получить точную картину, мы попросили поделиться своим опытом общения с налоговыми органами более 20 руководителей предприятий из разных сфер деятельности и отобрали наиболее типичные случаи злоупотребления властью со стороны налоговиков. Отметим, что по ряду фактов, описанных в статье, в данный момент компетентными органами ведутся следственные действия, поэтому «имена» некоторых героев изменены.

САМ ПРИЗНАЙСЯ. «Нас проверяли более 10 раз и каждый раз процедура начиналась с того, что сотрудник налогового органа предлагал мне «мировое соглашение», — рассказал нам вице-президент одной из крупных IT-компаний Дмитрий Р. — Суть предложения в том, что налоговик сразу сообщает о том, на какую сумму начальник приказал ему оштрафовать наше предприятие, чтобы закрыть дыру в бюджете того района, в котором мы зарегистрированы. Мы платим 15—20 тыс. грн. инспектору, чтобы тот уменьшил сумму штрафа, например, с 40 тыс. грн. до 15 тыс., и проверка заканчивается. Аналогичная ситуация и в других компаниях с годовым оборотом выше 2—3 миллионов гривен. А если не согласиться, обязательно что-то найдут и могут просто заблокировать счета», — рассказал нам про «правила игры» бизнесмен.

Другие опрошенные нами компании информацию и подтвердили, и дополнили. Так, директор фирмы, занимающейся международными автоперевозками, Валерий Черненко рассказал, что один раз пробовал «воевать» — ничего не платил и получил, во-первых, штраф, во-вторых, предписание, по которому его обязывали доплатить еще 2 млн. грн. налогов. — Инспектор сам придумал цены на перевозку, по которым я возил грузы, естественно, не имеющие ничего общего с реальностью и вычислил налоги с этой суммы, — объяснил предприниматель. Доказать свою правоту Валерию удалось только через суд, но разбирательства в нескольких инстанциях продолжались почти 2 года, а расходы на юридическое сопровождение дела обошлись в намного большую сумму, чем штраф.

ЗАПЛАТИ ЗА БАНКРОТСТВО. Опыт опрошенных нами предпринимателей показывает, что закрыть даже давно неработающюю фирму — крайне сложная задача. В налоговой обязательно устраивают комплексную проверку, которая отнимает много времени, нервов и сил. Ускорение процедуры обходится в 4—5 тыс. грн. — тогда юридическое лицо закрывают за один-два дня и не особо всматриваются в документы. А вот если фирму нужно обанкротить, а за ней числятся долги перед бюджетом, решить вопрос с ликвидационной комиссией будет намного дороже — порядка 15 тыс. Попытка же пройти процедуру без взяток затягивается на долгое время. «Мне пришлось еще год на различные проверки ходить», — рассказал нам экс-бизнесмен Григорий Буренко.

ПЛАТА ЗА «КРЫШУ». Владельцы нескольких валютных киосков рассказали нам, что для них ситуация с начала 90-х годов изменилась несильно. «Просто раньше бандитам платили, а теперь налоговикам», — рассказал нам предприниматель Виктор П. По его словам, за то, чтобы его фирму не вносили в график внеплановой проверки, ежемесячно приходится платить инспектору налоговой милиции порядка 2 тыс. грн. Самое интересное, что в этом конкретном случае налоговик, чтобы не рисковать, принимает деньги по безналу — на расчетный счет сына-предпринимателя, который якобы оказывает владельцу обмена валют информационные услуги. Однако другие предприниматели рассказали, что большинство не стесняется приходить за деньгами лично.

ПРИБЫЛЬ ПОПОЛАМ. Директор предприятия средней руки Евгений К. «сотрудничает» с налоговой уже несколько лет — договариваются о занижении цифр, чтобы не платить налог на прибыль. Правда, платить приходится всем — от начальника районной инспекции и милиции до сотрудников СБУ и УБОП, которые трижды наведывались с проверкой. «Платить силовикам и налоговой дешевле, чем в бюджет — я так экономлю за год почти 3 млн. грн., которые идут на развитие бизнеса», — рассказал Евгений.

ЧАСТНЫЕ МЕЛОЧИ

С частных предпринимателей налоговики много не берут. Да и взять тут нечего. По данным общественной организации «Академия», самой распространенной взяткой, которую несут инспектору, является мелкий подарок, например, шампанское и конфеты. Такие мелочи принято дарить перед продлением патента или свидетельства плательщика единого налога. А вот за решение более серьезного вопроса придется раскошелиться. Например, чтобы инспектор не обращал внимания на незаполненную книгу учета предпринимателя, нужно заплатить от 300—600 грн., а чтобы быстро внести изменения в перечень видов деятельности, желательно приложить к заявлению около 500 грн. Иногда мелкие взятки ставят на поток: за 100—200 грн. в месяц инспектор оказывает услугу по бухгалтерскому обслуживанию физического лица-предпринимателя, то есть ведет его бухгалтерию. Хотя по действующему законодательству налоговикам заниматься таким промыслом запрещено.

КОРРУПЦИОННЫЙ НАЛОГ №1

Налог на добавленную стоимость (НДС) в данный момент считается главным коррупционным налогом. Дело в том, что в казну идет разница между суммой НДС, уплаченной в результате покупки сырья и полученной от реализации конечного продукта. Например, если предприятие А использует для производства устройства стоимостью 1500 грн. комплектующие компании Б, за которые платит 1000 грн., налоговый кредит равен 166,7 грн. (1000 грн. принимаем за 120%), а на предприятии А появляется обязательство в размере 250 грн. В казну нужно перечислить 83,3 грн. (разницу между 250 и 166,7 грн.), а полную сумму налога (300 грн.) оплачивает потребитель. При условии развитого внутреннего рынка такая система себя оправдывает.

Однако особенностью украинской экономики является то, что более половины произведенной продукции идет на экспорт. Производитель-экспортер получает право на возврат налогового кредита по нулевой ставке.

А обязательство в этом случае отсутствует — готовый продукт отпускается за границу без начисления второй части НДС. Возвращать этот самый налоговый кредит для казны — чистая потеря. Вот и поступают негласные команды сверху в инспекции на местах любыми способами тормозить процесс возврата НДС.

ОТКАТЫ ЗА ВОЗВРАТ. «Существующая система — клондайк для реализации коррупционных схем. Можно годами стоять в очереди на возмещение, а можно получить свои же деньги быстро — если заплатить принимающим решения чиновникам», — говорит директор компании по международным автоперевозкам Андрей Ч. По словам опрошенных нами бизнесменов, сегодня для того, чтобы получить деньги хотя бы в течение полугода, нужно «откатить» 40—50% от суммы возмещения (хотя еще 5 лет назад было не более 20%), причем, взятку нужно занести еще до получения денег. Объем долга по НДС в данный момент превысил 20 млрд грн.

Официальная позиция чиновников Минфина и ГНАУ по этому поводу: каждый факт возмещения НДС нужно тщательно проверять, ведь сегодня существует множество преступных организаций, специализирующихся на махинациях с использованием механизма возмещения НДС. Так называемы фиктивный НДС действительно существует. Но правда жизни заключается в том, что сами «налоговики» (вместе с прочими контролирующими структурами) эти схемы и крышуют.

ФИКТИВНОСТЬ. Речь идет о схеме, когда НДС становится источником для организации мошеннических схем фиктивного экспорта и заработка денег «из воздуха», а также для «схлопывания» налоговых обязательств. Например, предприятие экспортирует металлоконструкции, которые Торгово-промышленная палата Украины признает не имеющими аналогов товарами. По пересечении границы эти товары прямиком отправляются на переработку в виде лома, а аферисты требуют, чтобы им вернули НДС за продукцию. Либо вообще ничего реально не экспортируется, но в налоговую подаются идеально оформленные документы со всеми подписями и печатями с таможни о прохождении границы. Естественно, что опытный инспектор налоговой такие схемы «чует издалека» и без команды «сверху» деньги не вернут. А такие команды даются довольно часто.

То есть, в Украине сложилась нездоровая ситуация, когда мошенники на НДС наживаются, а предприятия, которые реально экспортируют украинскую продукцию, ждут возврата налога годами либо платят взятки.

СХЕМЫ УХОДА ОТ НАЛОГОВ

Финансисты крупных предприятий разработали ряд схем, которые позволяют вообще не платить никаких налогов. Естественно, что все они невозможны без покровительства высокопоставленных налоговиков.

ФЛП. Самый простой способ для предприятия минимизировать свои расходы — уволить своих сотрудников, зарегистрировать их физическими лицами-предпринимателями (ФЛП) и подписать с ними договора на оказание услуг. Эта схема является наиболее распространенной и спровоцирована слишком высокими отчислениями с зарплаты (оплата в пользу госфондов и подоходный налог). Например, чтобы заплатить сотруднику на руки 6 тыс. грн., в пользу государства нужно отдать почти 3 тыс., тогда как на частного предпринимателя можно перечислить все 9 тыс. и заплатить с них 200 грн. в виде единого налога. Дошло до того, что во многих крупных компаниях, где на практике работает по 200—300 человек, в штате числятся лишь главный бухгалтер и директор, а остальные работают по договору как СПД. Вопросы налоговиков во время проверок закрываются взятками от 5 до 50 тыс. грн.

ФИКТИВНЫЕ ФИРМЫ. В Украине существует множество фиктивных компаний, которые ведут хоздеятельность виртуально — на бумаге работают, на бумаге формируют себе доходы и убытки, базу налогообложения. Если корпорация «А» купит абсолютно убыточные акции фиктивного АО «АБВГД», которое сразу разорится, убытки корпорации от покупки не облагаются налогом. Деньги, переведенные на «АБВГД», сразу переводят контрагентам — другим предприятиям компании «А», — владелец никаких убытков, естественно, не понесет. А долги перед бюджетом будут висеть на фиктивных предприятиях, открытых на «зицпредседателя Фунта», не имеющего об этом понятия. Раскрыть настоящих выгодополучателей, облеченных властью и политическим влиянием, в нашей системе правосудия практически нереально — схемы с фиктивными предприятиями использует практически вся властная верхушка, а единичные примеры возбужденных дел закрываются в судах и прокуратуре.

ВЫВОД ЗА ГРАНИЦУ. Еще одна схема — перечисление денег зарубежной фирме из офшорной зоны за якобы оказанные услуги. Чтобы такие операции не облагались налогами, их оформляют в виде платежей за роялти (авторское право), страховые услуги либо покупки «ценных» бумаг. По данным КРУ, по такой схеме в 2009 году из Украины вывели более $1,5 млрд., но доказать аферы очень сложно — из-за пробелов в законодательстве.

ИМИТАЦИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

О том факте, что налоговая сфера является крайне коррумпированной, вот уже много лет говорят с самых высоких трибун. Но толку немного — достаточно посмотреть на дома и автомобили начальников налоговых инспекций и должностных лиц налоговой милиции, чтобы понять, что на зарплату госслужащих подобные предметы роскоши купить невозможно. В пресс-службе ГНАУ нам рассказали, что в течение 2009 года за взятки было возбуждено 64 уголовных дела, а в 2008-м — чуть больше 50 дел.

Однако изучив эти дела более подробно, мы убедились, что в основном ловят рядовых сотрудников на мелких взятках. Например, в Волынской области начальник отдела одной из инспекций погорел на взятке в 3 тыс. грн., чиновник на аналогичной должности в Кировоградской области попался на пяти тысячах, а в Хмельницкой области возбудили уголовное дело против «крупного» коррупционера за взятку в размере... 500 грн. Напоминает такая работа больше имитацию борьбы с коррупцией — ни одного по-настоящему серьезного дела. Кстати, в отличие от милиции, где берут взятке все и за все, в налоговой «право на мзду» получают только избранные — особо приближенные к налоговому начальству. Коррупция среди рядовых сотрудников имеет мизерные масштабы, но как раз их в основном, как видим, и ловят.

Попытки законодательно ужесточить ответственность, конечно же, предпринимаются. Но начало действия нового антикоррупционного законодательства, согласно которому госслужащие обязаны сообщать не только о источниках своих доходов, но и о доходах родственников, перенесли с 1 января этого года на 1 января 2011 года (а потом, скорее всего, снова перенесут).

Также с 1 января этого года борьбой с коррупцией в налоговой сфере, вместо неоднократно дискредитировавшего себя соответствующего отдела, занимается новосозданное Управление внутренней безопасности ГНАУ — при смене названия «почистили» кадры. Но все это — лишь борьба с последствиями, в эффективность которой верится с трудом.

КОНВЕРТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ

Бизнесмены, не желающие платить огромные налоги, списывают деньги через целый ряд конвертационных центров — фиктивных организаций, занимающихся обналичиванием денег за 5—15% проведенной суммы. Предприятие оплачивает деньги за якобы предоставленные услуги, а затем их списывают через частных предпринимателей, работающих на едином налоге. По официальным данным, в 2009 году прекращена деятельность 217 конвертационных центров, 562 человека получили сроки за финансовые преступления. При среднем обороте каждого из обнаруженных «конвертов» как минимум в 0,5 млрд грн., только ликвидированные центры могли иметь заказы на конвертацию на сумму порядка 100 миллиардов гривен в год, скрытых от налогообложения. Источник в налоговой милиции сообщил нам, что закрытие таких центров — имитация борьбы с отмыванием денег. В списке осужденных — лишь рядовые исполнители. Источник считает, что крышует подобные организации руководство налоговой милиции (а также другие правоохранительные структуры), а раскрывают работу центра для отчетности — уже после того, как через них провели серьезные суммы.

5 НОЖЕЙ В СПИНУ КОРРУПЦИИ

Чтобы победить налоговую коррупцию, нужно снижать налоги и контролировать расходы госслужащих.
Пересмотреть законодательство

Налоговое законодательство должно стать простым и однозначным, а все условия прописаны именно в законах, а не в письмах и разъяснениях ГНАУ.
Снизить налоги

Если снизить различные сборы одновременно с ужесточением наказания за неуплату налогов, бизнесменам будет выгоднее платить, чем впутываться в сомнительные схемы и давать взятки.
Контролировать налоговиков

С одной стороны, нужно пересмотреть зарплаты сотрудников налоговых органов в сторону повышения, с другой — контролировать доходы, расходы налоговиков, членов их семей и ближайших родственников.
Автоматизировать процессы

Радикально изменить ситуацию по противодействию незаконному возмещению НДС и помочь бороться с фиктивными предприятиями смогла бы электронная система отчетности по накладным, которая бы позволила выявлять фиктивные предприятия в режиме реального времени. Однако в автоматизированном режиме должна работать и система возмещения НДС.
Проверять сомнительные операции

Для заблаговременного выявления фиктивного предприятия ГНАУ должна анализировать факторы риска: подозрение должны вызывать операции с выплатой роялти, офшорами, страхованием. Если блокировать незаконные операции заранее и предавать их огласке, то даже высокопоставленные покровители предпочтут «не светиться» в сомнительных схемах.