Нарушения прав человека в России заботят МИД Британии

На модерации Отложенный

Ежегодный доклад министерства иностранных дел Великобритании выделил Россию в числе стран, вызывающих у ведомства наибольшее беспокойство в связи с нарушениями прав человека.

В своем ежегодном докладе о правах человека в мире и деятельности МИД Британии в этой сфере британские дипломаты приветствуют \"позитивную повестку дня и ограниченные реформы\" российского президента Дмитрия Медведева, однако оценивают ситуацию в стране как серьезную.

После ряда громких убийств журналистов и правозащитников в России в 2009 году стране было уделено много места в отчетах международных правозащитных организаций и внешнеполитических ведомств западных стран.

В докладе британского МИДа глава, посвященная России, занимает семь страниц; такие отдельные главы были написаны не обо всех странах, а только о 22 вызывающих \"наибольшее беспокойство\" – среди них оказались, к примеру, Иран, Белоруссия и Узбекистан.

В докладе также много внимания уделено проблеме сотрудничества со спецслужбами стран, в которых применяются пытки: указывается, что такое сотрудничество необходимо для защиты страны от терроризма, даже если не всегда возможно \"уменьшить риск пыток до нуля\".

Громкие убийства

Как указано в докладе, ежегодные российско-британские переговоры по проблеме прав человека состоялись в Москве 16 января 2009 года.

Спустя три дня в российской столице были застрелены известный правозащитный адвокат Станислав Маркелов и журналистка \"Новой газеты\" Анастасия Бабурова.

15 июля в Чечне была похищена и убита известная правозащитница Наталья Эстемирова.

В докладе упомянуто также убийство в Чечне сотрудников гуманитарной организации \"Спасем поколение\" Заремы Сайдуллаевой и Алика Джабраилова в августе прошлого года. Сайдуллаева, как отмечается, была партнером Британского посольства в рамках проекта по правам инвалидов.

\"Мы хотим увидеть улучшения в деле поддержки правозащитников, хотим положить конец полной безнаказанности тех, кто на них нападает, и выступаем за полное, скорое и беспристрастное расследование всех нарушений прав правозащитников. Все причастные должны быть привлечены к ответственности в судах, отвечающих международным стандартам\", - говорится в докладе британского МИДа.

Дипломаты часто упоминают президента Медведева: отмечается, например, что он потребовал расследования громких убийств и дал интервью \"Новой газете\".

Также МИД Соединенного Королевства приветствует тот факт, что Медведев немного смягчил требования к неправительственным организациям (НПО) как шаг в правильном направлении, но указывает, что для иностранных НПО, а также тех, которые получают иностранное финансирование, требования остались прежними.

Ссылки на критические по отношению к России публикации таких организаций, как Human Rights Watch или \"Репортеры без границ\", встречаются в докладе британского МИДа довольно часто.

Российские власти пока не реагировали на доклад британского МИДа. Схожий по содержанию доклад Госдепартамента США в российском МИДе посчитали не соответствующим духу \"перезагрузки\" в двусторонних отношениях.

Кавказ, реформы и протоколы

В британском докладе много внимания уделяется ряду конкретных российских проблем: нестабильности на Северном Кавказе, судебной реформе и реформе пенитенциарной системы, расизму и ксенофобии.



С одобрением цитируя слова Медведева, сказанные им в августе, о том, что главные причины роста исламистского подполья – не внешние, а внутренние, авторы доклада пишут: \"Мы регулярно напоминаем российскому правительству, что меры безопасности, не соответствующее международному законодательству по правам человека, контрпродуктивны, а прекращение нарушений прав человека является жизненно важным элементом в достижении долгосрочного решения проблем региона\".

Авторы доклада приветствуют ратификацию российской Госдумой 14-го протокола к Европейской конвенции по правам человека, открывающего путь к реформе Страсбургского суда.

Однако Россия до сих пор не ратифицировала 6-й протокол к той же конвенции, полностью отменяющий в стране смертную казнь, хотя Конституционный суд РФ в прошлом году сделал мораторий на смертную казнь бессрочным, отмечают авторы доклада.

\" Смерть в предварительном заключении известного московского юриста Сергея Магнитского высветила ужасающие условия содержания заключенных. Переполненность, плохие жилищные условия и дурное обращение с заключенными стало обыденностью\", - пишут британские дипломаты.

Один из \"стратегических программных фондов\" Форин-офиса занимается предотвращением пыток в российской тюремной системе.

Лазейки в законах

В том, что касается многочисленных расистских нападений, дипломаты призывают российские власти с осторожностью отнестись к поправкам к законодательству об экстремистской деятельности: отмечается, что эти же поправки \"могут предоставить возможность для ограничения политического инакомыслия или применяться для защиты должностных лиц от критики, что противоречит международным стандартам\".

Форин-офис спонсировал обучение российских законодателей выявлению лазеек в законах, которые могут использоваться, в частности, в коррупционных целях.

Отчасти благодаря этому, говорится в докладе ведомства, в 2009 году в России был принят закон об обязательной антикоррупционной экспертизе законопроектов.

Недопущение пыток, о котором мимоходом упоминается в контексте России, занимает куда более серьезное место в докладе в связи с широко распространенными утверждениями о попустительстве британских спецслужб пыткам подозреваемых в терроризме, задержанных в других странах. Дело в том, что разведывательные службы Британии подчиняются МИДу.

Сотрудничество с зарубежными спецслужбами необходимо для защиты Британии от терроризма, поскольку ее собственных ресурсов не хватает, говорится в докладе.

\"Ряд [иностранных спецслужб] разделяет наши стандарты и законы, а некоторые – нет. Но мы не можем позволить себе роскошь иметь дело только с теми, кто разделяет. Разведданные, которые мы получаем от других, спасает жизни британцев\", - подчеркивается в докладе.

Вместе с тем, британские спецслужбы оценивают риск пыток и могут отказаться от совместных операций с иностранными партнерами.

\"Если риск жестокого обращения слишком высок, мы начинаем операцию. Это не просто теоретическая возможность – были случаи, когда совместные операции прекращались\" именно по этой причине, пишут британские дипломаты.