Школа и духовно-нравственное воспитание (II)

На модерации Отложенный

Зло часто несут программы с вполне, как кажется на первый взгляд, нейтральными целями, в частности, новостные.

Выдающийся русский мыслитель И.А.Ильин писал: «человек определяется тем, что он любит и как он любит». Сформировать в ребенке объекты его нравственных приоритетов, его предпочтений, то есть объекты его любви – задача духовнопостигаемая и духовнотворимая. Её решение возможно лишь при постоянном (непрерывном) духотворении, осуществляемом средой, в которой он сущес.

Это условие сегодня чрезвычайно сложно соблюдать, осознавая и наблюдая различные элементы окружающей ребенка среды. Ведь весьма часто среда (элемент среды) – это не столько сцена, на которую ребенок смотрит как зритель, сколько место, где он сам играет какую-то роль. И эта игра в огромной мере определяется правилами сцены, к которым ребенок должен применяться и которым он, если нет в нем «духовного иммунитета», подчиняется. Мы ошибочно придаем первостепенное значение такому элементу этой среды, как семья, полагая, что именно в ней будут заложены и, главное, устойчиво укоренены духовные свойства ребенка. Увы, эта надежда хороша, если каждая семья в своем счастье и в своих несчастьях похожа на идеальные толстовские семьи Константина Левина и Кити Щербацкой или Николая Ростова и Марьи Болконской, где ребенок играет роль «наполняемого духовным содержанием сосуда».

Огромная часть нынешних реальных семей – те, кто добывает хлеб насущный и имеет ресурс времени для воздействия на ребенка слишком ограниченный, не сопоставимый со школой. Но и этот ресурс в дошкольный период часто посвящают приготовлению ребенка к школе. А в школьный период уповают на школу как на отвечающую за всё: за обучение и воспитание. Вместе с тем, в значительной части семей воспитателями ребенка (особенно в дошкольный период) являются бабушки и дедушки. Их забота о физическом состоянии ребенка очевидна, но мировоззренчески их влияние идет в контексте собственных ностальгий по временам и событиям, гордиться которыми не следовало бы. Наконец, идущая двадцать лет тенденция всё более частого распада семей отдает ребенка во власть других (помимо семьи) элементов окружающей его среды.

Другие элементы – «не школа, не семья», то есть, ТV, интернет, улица, транспорт, товарищи. На этот элемент хорошо бы наносить знак крайней опасности, как на ящики, где упрятано нечто высоковольтное или отравляющее. Здесь ребенок играет роль зрителя, наблюдателя, предоставленного самому себе, своим оценкам и открытиям. Начнем с ТV. Это – сплошь и рядом либо копирование, либо клонирование, либо прямая трансляция американских образцов. В самих США это могут быть вполне достойные программы: например, «That’s incredible» («Это невероятно» – клонированная у нас «Очевидное – невероятное») или «Wheel of Fortune» («Колесо удачи» – клонированная у нас «Поле чудес») и т.д. Но ещё больше программ, не столь безобидных, у нас адаптируются под бездуховный потенциал наших «соавторов» и тогда духовности от них не жди. Реклама на ТV уже процентов на 50 идет со скабрезными сценами, а отбор фильмов идет по принципу «числом поболее – ценою подешевле».

Однако зло часто несут программы с вполне, как кажется на первый взгляд, нейтральными целями, в частности, новостные программы. Взрослый ребенок видит и слышит реплику ведущего по поводу авто «Майбах», на котором разъезжает Жириновский, а затем кадры, где Жириновский истеричным криком отвечает, что в Госдуме половина сидит миллиардеров. Он, конечно, «сдает» своих коллег по Думе, но говорит-то правду.

У старшеклассника возникает образ законодательной власти, к которой он уже в свои 15–17 лет прочно теряет уважение. Потом мы начинаем сокрушаться по поводу правового нигилизма молодежи и её неучастия в выборах.

Последний пример с Жириновским – один из тысяч примеров того, как место, которое должны занимать образцовые граждане (этому ребенка учат в школе), занимается теми, кто якобы непосильным трудом «напилил» миллиарды. После этих наблюдений ребенку в школе будут «впаривать» мысль о том, что нужно всю жизнь честно трудиться, и тогда к нему придет успех и уважение окружающих. А «впарится» ли она в него?

В теленовостях – дня не проходит, чтобы не показать очередного преступника в погонах, но ребенок (городской) видит их и в соседнем доме, наблюдая, как капитан милиции (с ростом 170 см и весом в 120 кг) разъезжает на собственном «бумере». Преступник в погонах – не такой уж редкий гость и в зарубежных теленовостях, но американский «коп» на собственном «Хаммере» – это исключается. Так какие варианты карьерной успешности предлагает школьнику жизнь на ТV-экране и на улице? Учителей на «Ауди», врачей на «Паджеро» или инженера на «Мерседесе»? Вывод: бездуховных (антидуховных) воздействий на ребенка немерено, их обволакивающая пленка почти герметична для проникновения сквозь неё «высших предметов». Тем не менее, сегодня мы, как будто бы, намерены поручить, наконец, это проникновение школе.

Это случилось в связи с разработкой проекта федерального гособразовательного стандарта (ФГОС) для школы, в которой ребенок играет очень непростую роль ученика. Разработчики обязаны включить в него раздел «Духовно (!) – нравственное воспитание». Поэтому самое время подсчитать соотношение сил, воздействующих на этот пока не начатый процесс, и на его смыслы.

Соотношение сил видится, конечно, не в пользу школы. Да и саму школу безупречным местом такого воздействия назовешь не всегда (неприятный для меня сериал «Школа» показал многое не как чью-то субъективную позицию, а как объективную фотографию). Тем не менее, мой опыт взаимодействия со школами, семьями, учениками говорит о том, что многое можно либо исправить, либо выстроить с начала. Нет, это не оптимизм польских профсоюзов эпохи Ярузельского (их максимой было: «Ситуация хорошая, но не безнадежная»). Это – оптимизм вполне эмпирический. Когда родителям убедительно объясняют эту «хорошую» ситуацию (с положением учителя в постсоветские годы, с отравляющими элементами окружающей ребенка среды и т.д.), они всегда (!) (другого опыта у меня не было), начинают прозревать, осознавая, вероятно, почти впервые в своей жизни не только как родители, а как граждане (наконец!) суть этой ситуации и её последствия. Конечно, это осознание приходит к ним потому, что они впервые видят эту ситуацию «сквозь» судьбу того (тех), кто им дорог больше всего на свете, – своего ребенка (своих детей). И тогда они начинают прозревать, что уповать на государство, чем 80 лет занимались их мамы и папы и дедушки-бабушки, больше нельзя. Придется включаться, не дожидаясь успехов (или провалов) всяких модернизационных проектов.

Теперь о ресурсах школы для реализации ФГОС по духовно-нравственному воспитанию. Они есть, но либо превращены в антиресурс, либо не доведены до стадии зрелости, либо пока отсутствуют в нашей школе, но есть в других. Начнем с тех, что есть, но нуждаются в «живой воде».

Этому мы посвятим часть 3.