\"Лекарственный\" законопроект принят во 2-м чтении
На модерации
Отложенный
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова может пить шампанское. В среду во втором чтении парламентарии единогласно одобрили разработанный ее ведомством законопроект «Об обращении лекарственных средств». Впрочем, игра не была в одну калитку − Голикова прислушалась к 45 поправкам депутатов, в разной степени удовлетворив все фракции, кроме разве что КПРФ.
Компромиссный вариант
В среду Государственная дума во втором чтении приняла законопроект «Об обращении лекарственных средств». О важности этого документа говорит хотя бы тот факт, что по результатам первого чтения парламентарии подготовили около 300 поправок, которые, по их мнению, должны были быть отражены в «модернизированной» версии законопроекта.
Как оказалось, депутаты были слишком оптимистичными: в итоге готовящий законопроект Минздрав согласился учесть лишь 45 замечаний. Однако и это уже немало, учитывая, с каким трепетом в ведомстве Татьяны Голиковой относятся к кардинальной реформе российской фармотрасли.
По словам главы думского комитета по охране здоровья Ольги Борзовой, в итоге был принят «компромиссный» вариант закона, отвечающий интересам как фармпроизводителей, так и покупателей лекарств. «Произошло сближение полярных позиций, которые отмечались при обсуждении проекта перед первым чтением», − резюмировала итоги дискуссии Ольга Борзова.
Импортеров и экспортеров не обидят
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, по итогам первого чтения законопроекта «Об обращении лекарственных средств» каждая партия пообещала бороться во втором чтении за принципиальные для себя поправки в документ. Что же из этого получилось?
Больше всего по итогам дискуссий было учтено предложений депутатов от «Единой России». В частности, законодатели освободили отечественные фармпредприятия, занятые продажей своей продукции за рубеж, от обязанности проводить госрегистрацию предназначенных на экспорт лекарств.
«В чем-то это будет напоминать институт спецэкспортеров», − комментирует депутат Госдумы от «Единой России» Валерий Драганов. По его словам, сейчас такие предприятия можно перечесть по пальцам, но отрасль имеет «серьезный потенциал для изменения унизительной доли России в мировом обороте продукции с высокой добавленной стоимостью».
Возымели результат и опасения, ранее высказанные единороссами в адрес норм законопроекта, касающихся обязанности зарубежных фармпроизводителей проводить клинические испытания своих препаратов на территории России. В частности, «прошла» поправка, по которой наша страна будет признавать результаты таких испытаний, правда, при наличии соответствующего соглашения с другим государством о «взаимном признании» клинических испытаний.
А вот предложение депутатов из «Единой России» о спецмаркировке препаратов не смогло заручиться поддержкой в Минсоцздравразвития. Между тем, по мнению единороссов, эта мера могла бы стать действенной в борьбе с фальсификатами на лекарственном рынке. Тем не менее, как сообщила газете ВЗГЛЯД одна из авторов этой поправки, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева, депутаты надеются наверстать упущенное, внеся в Госдуму отдельный законопроект на эту тему уже в ближайшее время.
К оппозиции прислушались
Считать свою миссию выполненной могут и в стане либерал-демократов. В частности, Татьяна Голикова прислушались к замечаниям фракции ЛДПР, которая требовала отсрочить переход отечественных фармкомпаний на международные стандарты GMP.
В результате теперь соответствовать новым требованиям предприятия должны будут с 1 января 2014 года. При этом лицензии, выданные до этого момента, будут действовать и после него до истечения срока их действия, но лишь «при условии соответствия правилам организации производства и контроля качества лекарственных средств», отмечается в законопроекте.
А вот «Справедливая Россия» может считать себя удовлетворенной лишь отчасти. С одной стороны, ей удалось добиться снижения размера госпошлины при регистрации препаратов с 670 до 300 тыс. рублей (соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ поступят на рассмотрение Госдумы во втором чтении в пятницу). Вместе с тем Татьяна Голикова не согласилась с предложением эсера Ивана Грачева, который предлагал зафиксировать предельную наценку в размере не более 50% от себестоимости для жизненно важных лекарств.
Коммунисты просчитались
Единственная фракция в Госдуме, которая получила от Татьяны Голиковой от ворот поворот, − это КПРФ. К примеру, глава Минсоцздравразвития отказалась согласиться с главным требованием коммунистов об обязанности производителей лекарств фиксировать предельно отпускную цену препарата на упаковке.
«Это невозможно, − отрезала Голикова. − По экономическим законам с учетом транспортировки лекарств цена на них не может быть одинаковой во всех регионах страны». По словам министра, средневзвешенная отпускная цена препарата будет регистрироваться, она также появится в открытом доступе в Интернете и в брошюрах, которые развезут по всем российским аптекам.
Абсурдной сочла Голикова и поправку коммуниста Владимира Кашина, который настаивал на расширении списка жизненно важных лекарств с нынешних 500 препаратов. «Многие лекарства, которые в ходу у наших пенсионеров, не входят в этот список, этим пользуются спекулянты, которые накручивают наценку», − увещевал Кашин.
В ответ министр возразила, что государство и так регулирует ценообразование 40% лекарственного рынка. «И охватывать весь сектор было бы нецелесообразно, поскольку это приведет к банкротству новых предприятий, которым нужны оборотные средства», − убеждена Голикова.
Тем не менее в итоговом голосовании КПРФ (как, впрочем, и все другие фракции) единогласно поддержала представленный Татьяной Голиковой законопроект «Об обращении лекарственных средств». Из присутствующих в Госдуме 393 депутатов «за» проголосовали 393. Что фактически не оставляет сомнений в том, что в третьем чтении судьбоносный для развития отечественного здравоохранения документ будет принят без сучка и задоринки.
Комментарии
2. Согласен, что цена не может быть одинаковой из-за расстояний и расходов на транспорт. Но кто проверит, где закупался опт. За углом или за восемь тыс. км. Разброс цен установить не сложно, хотя бы в пределах региона. Интернет пока еще доступен не всем пенсионерам. А будут ли некие брошюры во всех российских аптеках это пока-что обещание. Обещание Министра, обещание ЕР. Как таковые выполнялись, и как его выполнит Голикова, будет ли брошюра лежать на видном месте, или ее увидят только осведомленные, и увидит-ли кто-либо вообще, пусть эти загадки каждый решит для себя.