Кредиты и последний рычаг власти
На модерации
Отложенный
Для того, чтобы экономика росла, нужны инвестиции. Один из основных источников инвестиций – банковские кредиты. Не будет расширения кредита – не будет и экономического роста. Еще один источник роста – потребительский спрос. Не будет роста кредитования населения, неоткуда будет взяться и дополнительному спросу на товары и услуги. Азбука.
Ни то, ни другое пока не растет: незначительные колебания – не в счет. Восстановительный рост второй половины 2009 года – тоже, по сути, не в счет. Для того, чтобы рост экономики не остановился, оказался хоть сколько-нибудь устойчивым и продолжительным, нужен рост инвестиционного и потребительского спроса. Проще говоря, банки должны начать охотнее давать кредиты, а предприятия и население – брать.
И дело не только в стоимости кредита, важны не только процентные ставки, но и множество других параметров: от сроков кредитования, до требований к залогам. В 2009 году это стало особенно очевидно, и Банк России начал публикацию результатов обследования изменения условий кредитования.
Опубликованный вчера обзор – уже третий в этой серии и, насколько уже можно судить, достаточно объективно отражает ситуацию на банковском рынке. Не стоит, конечно, абсолютизировать опросные данные, но эти явно соответствуют и здравому смыслу, и другой имеющейся информации, включая неизбежный в таких ситуациях anecdotal evidence.
Банк России констатирует, что доступность кредитов снижалась во II квартале 2009 года и росла в III и IV кварталах. При этом рост был неоднородным: наиболее сильно условия кредитования смягчались для населения, слабее всего – для малого и среднего бизнеса. Главное «направление» роста доступности – снижение цены кредита, хотя ЦБ отмечает и «неценовое» смягчение (появилась возможность брать в долг больше и на более длительные сроки). А главный «фактор» смягчения – конкуренция на рынке капитала.
В общем, все логично: шок от кризиса заставил банки где-то оправданно, а где-то чрезмерно закрутить гайки. Потом шок прошел, дым стал развеиваться, гайки отпустили. Рискну предположить, что через три месяца ЦБ опять укажет на улучшение условий кредитования: многочисленная реклама сниженных ставок явно свидетельствует и о возросшем аппетите к рискам, и о конкуренции за заемщика.
Логично, кстати, и то, что опросы ЦБ указывают на то, что в IV квартале продолжали ужесточаться (хотя и не сильно) требования банков к финансовому положению предприятий заемщиков и обеспечению по кредитам. Банки отягощены плохими долгами, наращивать сомнительные активы – опасно. Уроки неосмотрительной докризисной экспансии, похоже, выучены и пока не забыты.
Нет, на мой взгляд, и противоречия между ростом доступности кредита и стагнацией его объема. Могут пройти многие месяцы, пока улучшение условий не приведет к росту объемов. К тому же «рост доступности» отнюдь не равнозначен собственно доступности. Сам ЦБ указывает на то, что требования к кредитному качеству корпоративных заемщиков остаются крайне жесткими – вот и нет роста кредитования.
На первый взгляд, вывод из данных ЦБ должен звучать достаточно оптимистично: условия кредитования смягчаются, вот-вот возобновится рост инвестиций и потребительского спроса, а значит, и российской экономики. Хорошо, если так. Увы, возможна менее приятная картина: первым возобновится потребительское кредитование, которое в основном уйдет на покупку импортных товаров, затем наступит очередь крупных – прежде всего сырьевых – компаний. А малому и среднему бизнесу придется тяжелее всего. Результатом станет усугубление сырьевого характера экономики, рост безработицы, усиление неравенства по доходам, низкие темпы роста экономики и прочие неприятности.
Что делать? Особенно если учесть, что заставлять банки быстрее возобновлять кредитование – нельзя, можно по дороге угробить банковскую систему, заставив ее принять еще большие риски и наделать еще больше плохих долгов. Ответ – не в сфере ответственности ЦБ. И даже не Минфина: при выросших обязательствах государства снизить налоговую нагрузку вряд ли получится. Остается лишь снижать административное и коррупционное давление – по всей видимости, это чуть ли не последние оставшиеся в распоряжении власти рычаги для повышения кредитного качества российских компаний. А значит, и возобновления экономического роста.
Комментарии
Либерастический бред! Способ развития экономики для лохов и простофиль.
Кстати, не знаю, насколько правда, но слышал, что в странах Европы не особо любят кредиты, в основном предпочитают накопить. Моё мнение массированая кампания подталкивания граждан потратить незаработанное - вредная и опасная игра с далеко идущими последствиями (правда только для самих граждан, банки то всегда будут рады новым рабам).