От сына Ставского — к Саиду Бурятскому

На модерации Отложенный

«Росбалту» стали известны подробности операции российских спецслужб против террористов в Ингушетии, в том числе Саида Бурятского. Выйти на след бандитов удалось в ходе расследования похищения сына вице-президента «Роснефти» Михаила Ставского.

Один из участников этого преступления, Багаудин Далгиев, также подозревается в том, что непосредственно участвовал в закладе бомбы, взорвавшейся под поездом «Невский экспресс» в 2009 году. Что касается жителей Экажево по фамилии Картоевы, то они создали один из самых крупных подпольных цехов по производству «адских машинок», использовавшихся во время терактов на территории России.

Как уже сообщал «Росбалт», нападение на Михаила Ставского-младшего было совершено 13 апреля 2009 года в Москве. Днем он вместе со своим однокурсником выходил из здания Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина. Неожиданно к молодым людям подбежали неизвестные, приятеля Михаила они оттолкнули, а самого Ставского втолкнули в

До того, как оперативники смогли выломать дверь и попасть в квартиру, женщина успела позвонить Чернобровкину. Сразу же после ее задержания похитители вывели Михаила Ставского с завязанными глазами из места заточения, отвезли подальше и высадили на одной из столичных улиц.

Благодаря Датаевой, личности всех преступников удалось установить довольно быстро. В похищении помощь Чернобровкину, по данным спецслужб, оказывали боевик Магомед Горчханов и 24-летний Андрей Карпов. Последний - коренной москвич, в свое время окончил колледж милиции №2 ГУВД столицы. В конце прошлого года Чернобровкин и Карпов были уничтожены во время спецопераций в Ингушетии. В январе этого года контрразведчики вышли на след Горчханова, его удалось схватить в селе Плиево Назрановского района. Боевика сразу доставили в Москву.

По данным источника «Росбалта» в российских спецслужбах, Горчханов рассказал оперативникам, что Ставский далеко не первый похищенный этой группой москвич. А подбирать жертвы бандитам помогал Багаудин Далгиев, который долгое время жил в столице. Далгиев, по данным оперативников, был частым гостем в московских ночных клубах, фитнес-центрах, имел там много знакомых, поэтому легко называл подельникам имена обеспеченных москвичей, которые могли стать легкой добычей для похитителей.

В свое время Далгиев учился в университете имени Губкина, видел там несколько раз вице-президента «Роснефти». А потом узнал, что сын нефтяника тоже поступил в этот вуз, на занятия приезжает без охраны, и сразу передал информацию подельникам.

Выручка от бизнеса на заложниках шла, среди прочего, на финансирование деятельности некого цеха по производству бомб, к которому, как рассказал оперативникам Горчханов, Далгиев тоже имел отношение.

Как сообщил собеседник агентства в спецслужбах, этот цех контрразведчики искали уже несколько лет. Организаторы сумели наладить на постоянной основе выпуск взрывных устройств, которые были крайне совершенны по исполнению, и почти никогда не отказывали. В частности, одна из первых бомб, сошедших с этого конвейера, использовалась при подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 году. Потом «адские машинки» из этого цеха исправно использовались при терактах на Северном Кавказе, в том числе с участием смертников, а так же при подрыве «Невского экспресса» в 2009 году.

«У всех бомб было несколько характерных отличий, указывавших на то, что произведены они в одном месте, одними и теми же специалистами», - отметил источник «Росбалта».

После недолгих поисков контрразведчикам удалось выяснить, что после подрыва «Невского экспресса Далгиев вернулся в Ингушетию, где поддерживает весьма тесные отношения с сотрудником Казначейства РФ по республике Анзором Кодзоевым.

Этот мужчина раньше работал в различных ведомствах Ингушетии и, как выяснилось, все это время поддерживал связи с боевиками. «Он их не только снабжал нужной информацией, но и помогал решать финансовые вопросы, обеспечивал техникой и т.д.», - сообщил наш источник.

Также спецслужбы выяснили, что и Далгиев и Кодзоев периодически приезжают в село Экажево, бывают в домах семейств Картоевых и Аушевых. Дальше практически все село было взято под контроль спецслужб. В конце февраля в домах, где бывали боевики, стала заметна активизация - в спецслужбах считают, что там началась подготовка к очередному теракту.

В частности, было выявлено, что в одном из домов находится кто-то из возможных лидеров террористов, он периодически выходил на связь с полевыми командирами, а также пересылал материалы для сайтов сепаратистов. У оперативников возникли подозрения, что в Экажево находится Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский, но окончательно они в этом уверенные не были. Бурятский к этому времени, как удалось выяснить «Росбалту», находился в федеральном розыске организацию покушения на президента Ингушетии Юнус Бека Евкурова 22 июня 2009 года. Однако на различных сайтах он брал на себя ответственность также за взрыв смертника 26 июля 2009 года перед театральным центром (на Театральной площади в Грозном) и подрыв «Газели» 17 августа прошлого года (во дворе ГОВД и РОВД Назрани).

2 марта спецслужбы начали штурм подозрительных домов в Экажево. В результате спецоперации Александр Тихомиров, братья Тухан, Ахмет, Магомет, Назир Картоевы, Анзор Кодзоев, Багаудин Далгиев и еще один человек были уничтожены.

При осмотре домовладений было обнаружено более тонны аммиачной селитры и пластида. Еще троих братьев Картоевых, шестерых их однофамильцев, проживающих в Экажево, и местного жителя Зелимхана Аушева контрразведчики задержали и доставили в Москву, где они были арестованы по делу о подрыве «Невского экспресса» в 2009 году.

Родственники Картоевых сразу объявили, что к этому преступлению многие из задержанных не могли иметь отношения, поскольку не покидали родное село несколько последних лет.

«Когда объявляется, что подрыв «Невского экспресса» раскрыт, это значит, что установлена почти вся группа лиц, принимавших участие в теракте. От организатора и тех лиц, кто изготовил взрывное устройство, до бандитов, непосредственно закладывавших его под рельсы», - отметил собеседник агентства в спецслужбах.

По его словам, в домах Картоевых и Аушевых на протяжении длительного времени изготавливались мощные бомбы, которые потом использовали для различных терактов, в том числе для подрыва поезда «Невский экспресс» в 2007 году. В осуществлении данной операции спецслужбы подозревают еще одного русского ваххабита Павла Косолапова.

«Для чего производятся взрывные устройства, задержанные и уничтоженные лица прекрасно знали, а Назир и Тухан Картоевы принимали непосредственное участие в разработке многих диверсионных акций», - отметил собеседник «Росбалта». В случае с подрывом «Невского экспресса» в 2009 году спецслужбы считают, что вдохновителем операции был лидер боевиков Доку Умаров, а организаторами - Саид Бурятский, Тухан и Назир Картоевы. Непосредственно в закладке бомбы, по версии спецслужб, могли принимать участие несколько человек, в том числе Далгиев, чье тело при штурме сильно пострадало (в частности, у него отсутствует голова).

«Был ли среди них Павел Косолапов, пока с точностью не известно, - сообщил источник агентства. - Однако в ближайшее время вопросов в данном деле не останется».