Как интернет изменил искусство фотографии

На модерации Отложенный

Развитие интернета и цифровых технологий нарушило равновесие между фотографами-профессионалами и любителями, сложившееся за десятилетия существования пленочной фотографии.

Миллиарды снимков, которые раньше не покинули бы страницы домашнего альбома, хлынули в интернет. Всего за десять лет фотография перестала быть уделом только профессионалов и стала одним из самых массовых увлечений человечества. Как изменилось искусство фотографии с появлением интернета? Удалось ли любителям потеснить профессионалов? Стало ли проще заработать на фотографии?

Из точки А в точку Б

В середине 90-х годов Борис Мурадов – теперь главный редактор журнала DigitalPhoto – работал специальным корреспондентом \"Аргументов и фактов\" в Белграде во время операции НАТО против Югославии.

Тогда он снимал на пленку, поэтому помнит, как долго снимки шли в газету. Фотографии переправлялись из Югославии в Россию раз в неделю самолетом.

Аэропорт Белграда не работал: \"приходилось ехать либо в Будапешт, либо в Скопье и просить пилотов, чтобы они взяли фотографии с собой. В Шереметьево их встречали сотрудники редакции, везли в редакцию, там сканировали, и только тогда фотографии попадали в номер\".

\"Сейчас, - говорит Мурадов, - если я снимаю какой-то сверхценный кадр, требующий оперативной публикации, это дело одной минуты – зайти в интернет, набрать нужный адрес и отправить\".

К фотографу-путешественнику Дмитрию Шатрову понимание ценности интернета как реальной связи между ним и читателями его блога пришло на Тибете. \"Это был переломный момент - я понял, что где бы я ни находился, я могу одновременно быть со всеми людьми\", - рассказывает фотограф.

Фотофастфуд

\"Фотография быстрого употребления\" – одна из главных тенденций интернета. В сети снимок перестает быть выставочным деликатесом и начинает выполнять утилитарную роль – развлекать и информировать.

\"С одной стороны, - говорит Борис Мурадов, - [это] девальвирует понятие фотографии в высоком смысле\".

По словам Мурадова, \"когда люди видят что-то в большом количестве, они начинают воспринимать именно это как должный стандарт\".

С другой стороны, благодаря современным технологиям, а именно интернету, обычные люди стали просматривать гораздо больше фотографий.

\"Они поняли, что новости, например, можно отслеживать по фотолентам\", - говорит фотограф агентства Франс пресс Дмитрий Костюков, тут же отмечая, что это, в свою очередь, изменило формат подачи фотоматериалов и заставило профессионалов работать по-другому.

Дмитрий вспоминает, как первые репортажи для онлайн-изданий с показов мод состояли из трех-четырех фотографий, которые должны были передать только общую атмосферу.

Однако затем редакторы стали требовать от фотографов как минимум 20-30 фотографий, которые могли бы показать всю коллекцию в деталях.

Директор фотослужбы \"Коммерсанта\" Эдди Опп напоминает, что фотографии в интернете всего около десяти лет.

По его словам, формы подачи фотографии в сети \"только нащупываются\". \"Пока очень много неграмотных попыток, но надо помнить - это очень молодая область\".

Проще заработать?

Если говорить только о фотоснимке, считает Борис Мурадов, то \"как раньше были хорошие фотографии и плохие, так они есть и сейчас\".

Их качество не зависит от попадания в интернет.

По словам Мурадова, если с технической точки зрения продать стало несравненно проще - достаточно грамотно разместить свои фотографии в интернете, - то занять свое место под солнцем и начать зарабатывать могут немногие.

Разместить свои снимки можно в так называемых фотобанках или \"стоках\". Это архивы фотографий, где они хранятся для последующего коммерческого использования, например, для перепродажи дизайнерам.

По мнению Костюкова, рынок не может прокормить всех: \"больше определенного количества гонораров на всех не хватит\".

\"Сейчас стало больше людей, фотографии которых могут попасть в СМИ. Но я не думаю, что профессионалов стало гораздо больше\".

Ответственность перед зрителем

Интернет изменил реальность, в которой живут фотографы.

Игорь Мухин. Фотография с сайта фотографа

\"Если я раньше на Камчатке снимал рыбаков, то мы расставались навсегда\", - говорит Игорь Мухин.

\"И эти рыбаки могли встретиться со своими фотографиями только, например, в журнале \"Огонек\". Сейчас же дело обстроит так: сегодня снял, завтра выложил фотографии в интернет, а через несколько часов рыбаки могут сказать - \"сотри-ка ты эти фотографии\".

Вместе с интернетом появилась вполне ощутимая ответственность фотографов перед своей аудиторией.

Дмитрий Шатров сравнивает каждый свой пост в ЖЖ с выходом на сцену перед многотысячной аудиторией, которую не видно из-за света софитов. По его словам, необходимо чувствовать зрителя, чтобы предсказывать реакцию на снимки.

У новостных фотографов на первом плане - ответственность за качество и скорость своей работы. Счет может идти на секунды.

\"Мы отправили фотографию победителя забега на сто метров быстрее, чем конкуренты, - говорит Дмитрий Костюков. - И это может очень сильно повлиять на продажи. Если в Гонконге дедлайн, допустим, в четыре часа вечера, а этот забег в 16:15, то там сидят редакторы и ждут не лучшей фотографии, а первой, которая будет на ленте\".

Уровень погружения

\"Непрофессионал может сказать \"у меня не получилось\" или \"у меня отключился фотоаппарат, я не смог, у меня было плохое настроение\" - все, что угодно. А когда для вас это работа, вы должны принести фотографии и выжать все, что возможно из этого события\", - говорит Костюков.

Однако преимущества профи иногда не столько очевидны. С развитием гражданской журналистики стало понятно, что обычные люди часто становятся очевидцами событий, на которые фотограф-профессионал мог просто не попасть по той или иной причине.

\"Или, - развивает тему Костюков, - у них может быть доступ к информации, к которой нет доступа у журналистов\".

Теперь, говорит он, профи пытаются соответствовать любителям: \"Я имею ввиду, не по уровню профессионализма, а по уровню погружения в тему. Когда вы снимаете своего друга, то он ведет себя так, как не будет себя вести с незнакомым человеком. И это влияет на ваш конечный результат\".

Борис Мурадов даже не стал проводить разницы между двумя категориями фотографов: \"Искусство - это когда ты видишь фотографию, и она заставляет тебя сопереживать\".