США устроили публичную порку Биньямину Нетаньяху

На модерации Отложенный

Кризис в отношениях между Израилем и Соединенными Штатами, который все предсказывали с момента прихода к власти Биньямина Нетаньяху и президента Барака Обамы, разразился в конце минувшей недели. У Обамы не выдержали нервы, когда ему стало известно об унижении его заместителя, Джо Байдена, во время \"дружеского визита\" в Израиль. К этому визиту министерство внутренних дел опубликовало решение региональной комиссии по планированию о возведении 1600 новых единиц жилья в квартале Рамат-Шломо, в Восточном Иерусалиме.

Вместо того, чтобы принять извинение Нетаньяху и замять дело, Обама направил израильскому премьер-министру предостережение, в резкой форме потребовав от Нетаньяху конкретных шагов, которые доказывали бы \"его приверженность мирному процессу и дружеским отношениям с США\".

Вашингтонская администрация не опубликовала полного содержания ультиматума, выдвинутого хозяином Белого дома, а также список требований к Нетаньяху. Однако всем ясно, что выполнение американских требований подвергнет риску целостность правительственной коалиции Ликуда с правыми партиями, ШАС и НДИ, а также вызовет серьезное сопротивление в самом Ликуде.

И для того, чтобы Нетаниягу окончательно понял, что произошло, некий \"американский чиновник\" сообщил агентству Рейтер, что положение Нетаньяху весьма неустойчиво из-за его правой коалиции.

Нетаньяху стоит перед решающим выбором – между своей идеологической верой, а также политическим партнерством с правым лагерем, и острой необходимостью в американской поддержке. Если он объявит о замораживании (или всего лишь об ограничении) строительства в Восточном Иерусалиме, его коалиция развалится. Если пойдет на конфликт с администрацией Обамы в надежде, что его друзья в американском конгрессе и еврейская община США окажут ему поддержку во имя \"вечного союза с еврейским народом\" - он подвергнет серьезному риску военное сотрудничество с США против иранской угрозы.

Нетаньяху знает, что горючее и запасные части самолетов израильских ВВС, как и предупредительные сигналы о ракетном обстреле нашего тыла, Израиль получает от Америки, и что нет у Израиля других союзников, кроме США, против угроз Ахмадинежада.

Администрация Обамы до последнего времени избегала грубого давления на Нетаньяху, опасаясь, что это приведет к крушению правительственной коалиции и внутриполитическому кризису в Израиле. Американских чиновников удалось убедить, что ужесточение требований о прекращении строительства поселений и демонтаж поселений может привести к острому кризису в израильском обществе и даже вызвать сопротивление в армии.

В ноябре американская администрация согласилась на временное замораживание строительства в поселениях Западного берега, согласившись на продолжение строительства и развития инфраструктуры в Восточном Иерусалиме.

Нетаньяху поверил, что и на этот раз сумеет успешно преодолеть кризис. После того, как он принес свои извинения Байдену за \"неудачный тайминг\" сообщения министерства внутренних дел о программе строительства в квартале Рамат-Шломо.

Нетаньяху объяснил Байдену, что проект находится на стадии утверждения и строительство не будет вестись в ближайшие годы.

Однако глава правительства не обещал, что квартал не будет строиться вообще. Он также не обещал, что государственная политика строительства в Иерусалиме будет пересмотрена. Соперники Нетаньяху в самом правительстве поняли, что наступил подходящий момент нанести удар по премьер-министру и научить его, как родину любить, в полном соответствии с политической концепцией министра иностранных дел Авигдора Либермана и его заместителя Дани Аялона. Вице-президент был унижен в Иерусалиме. Америка нанесла ответный удар и унизила Нетаньяху.

О том, насколько разозлен Обама, Нетаньяху стало известно из нескольких источников: длительные нотации по телефону со стороны главы госдепартамента Хиллари Клинтон; телефонный разговор с самим Байедном, который поддержал Обаму; вызов израильского посла в Вашингтоне Майкла Орена на беседу с заместителем главы госдепа Джимом Штейнбергом; публикация осуждения плана строительства в Восточном Иерусалиме членами международного \"квартета\"; и, что самое важное, подробное разъяснение ситуации в СМИ, включая интервью, которые дала Хиллари Клинтон телеканалам CNN и NBC, что превратило дипломатический диалог в публичную порку израильского премьера.

Эти разъяснения в СМИ напомнили \"дипломатию низкого диванчика\", которая была продемонстрирована израильским МИДом в отношении турецкого посла. Представителям СМИ было рассказано, что беседа Клинтон с Нетаньяху продолжалась 43 минуты, а не \"десять минут, как это обычно принято\". И что глава правительства \"почти не раскрывал рта\". Было также сказано, что Обама лично сформулировал содержание беседы в минувший четверг для того, чтобы отмести всяческие подозрения, будто это глава госдепартамента выразила свое недовольство Нетаньяху, а не сам президент.

То, каким образом пресс-секретарь государственного департамента США описывал содержание беседы Клинтон с Нетаньяху, напоминало рассказ о беседе строгой учительницы с зарвавшимся учеником-хулиганом, а не описание рабочей беседы между лидерами дружественных государств и стратегических союзников. Содержание беседы было не менее проблематичным для Нетаньяху, чем форма, в которой она велась: Клинтон говорила об оскорблении, нанесенном Америке, и ударе, нанесенном по двусторонним отношениям.

Она заявила, что не в состоянии понять, как могло случиться нечто подобное, учитывая те обязательства, которые США взяли на себя по отношению к безопасности Израиля. Американские СМИ расценили слова Клинтон, как намек на то, что американская военная поддержка Израиля не является чем-то само собой разумеющимся. Клинтон также отвергла объяснения Нетаньяху, что решение о строительстве было принято на низшем уровне без его участия, напомнив, что он – глава правительства, который за все несет ответственность.