Причина провокаций из Грузии - глупость?

На модерации Отложенный

Как хорошо, что в субботу, или когда оно было, я не смотрела скандально известный псевдоновостной выпуск телеканала \"Имеди\" (в переводе \"Надежда\"). Переключили мои ТВ с одной передачи на новости, и видят это. Хорошо, сразу кому-то из знакомых позвонили, и ответили, что сие есть имитация. Кипучей деятельности, добавлю.

Об этом уже много написано, я вообще хотела промолчать, чтобы не продолжать реальность идиотизма, сиречь зла – и так хватает. Однако скажу немного с другой точки зрения. И чуть попозже, когда первая горячка и горячечность поутихла. Однако, кажется, все только разгорается, но в другом ключе. Тут уж отсылаю на статьи в Интернете разные. Кратко напомню (если кто вдруг не в курсе): в режиме специального выпуска новостей в течение получаса передавалось о вторжении российской армии в Грузию, начале новой интервенции, возможном убийстве президента, о движении войск в Тбилиси с соответствующими кадрами и т.д.

Ребята там, видать, не учли, что переключить-то люди могут в середине пердачи (не опечатка, а нарочитое слово), и не узнать вступление о том, что это возможный ход событий. Представить, как бы это было...

Вроде нечто подобное в 1958 году, кажется, сделали американцы, инсценировав нападение Советского Союза. Но вся штука в том, что важно уметь как сказать вовремя, так и не сказать вовремя. Сказанное и сделанное не вовремя и не к месту превращается или в прямо противоположное себе, или вообще неизвестно во что.

Я не знаю и знать не хочу истинных целей этой программы. Искренне не интересно. Заказчиков безумных или дальновидных идей, или чего-то еще. Предположим наименьшее: недостаток разума и профи. Для бегущей строки не хватило ни ума, ни профессионализма. Я понимаю, что если у человека, как говорится, нет чувства юмора, то у него должно быть чувство, что нет чувства юмора.

Ну да, типа черный юмор, наподобие, например, такого: сегодня в Освенциме состоится дискотека, пулеметчик Ганс достал новые диски. Признаюсь, под иным градусом настроения, может быть, и смешно. Но давайте-ка расскажите этот анекдотик году эдак в 1945-47 выжившему еврею, потерявшему близких (хотя, скажем, мне и сейчас-то не до смеха – все слишком живо).

Лишенные всех чувств, журналисты говорили, а некоторые жители столицы и вправду испугались. Это понять может только тот, кто был под войной... Когда бомбы падали на окраину столицы, а невинные люди погибали. Причем из них были знакомые и так далее.
Когда периодически поднимается волна слухов и размышлений о новой войне и прочее. Когда в приграничных селах постоянно устраиваются реальные - не имитационные - обстрелы, а в Ахалгори, что 30 минут езды от Тбилиси, может въехать редкая птица. Когда для того, чтобы навестить близких людей там, надо миновать военные посты - просто так стоят солдаты, на всякий случай заглядывая в маршрутки, полные сумок с продуктами для и от родственников в селах и в городе - друг другу люди передают! А машины спрашивая - к кому. Когда надоело все со всех сторон, и хочется спокойствия и мира, да не в твоих силах его сделать! Когда, когда, когда...
И тогда слетает всякая возможность улыбнуться. Говорят, и за меньшее главы телекомпаний или телеправительств (ой, что-то из Пелевина пошло), или главы инфослужб, или кто еще, получают по заслугам.

Что бы там ни было, кто бы там ни был за всей суетой и почему, это глупость по любому счету, какими бы ни были и будут причины и последствия. По большому, по наивысшему счету. И лучше поясню словами людей и книг умных, мудрых, прозревших.

Просто мне всегда казалось, что за глупость надо платить не меньше, чем за предательство, подлость, ложь. Они одного корня, \"ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды\", ибо \"Притча из уст глупого отвратительна, ибо он не скажет ее в свое время\", ибо \"Речь глупого - как бремя в пути, в устах же разумного находят приятность\", ибо \"Беседа глупых отвратительна, и смех их - в забаве грехом\". (Из \"Притчей Соломона\")

Но все останется так же, без изменений. \"Поучающий глупого - то же, что склеивающий черепки или пробуждающий спящего от глубокого сна. Рассказывающий что-либо глупому - то же, что рассказывающий дремлющему, который по окончании спрашивает: \"что?\"\" (Там же).

Я понимаю, что будет много по размеру, но достаточно по смыслу. Не могу не дать отрывок из \"Дневников.1973-1983\" моего любимого отца Александра Шмемана:
«Сегодня, идя к утрени, думал о глупости.

Думал, что она, в сущности, является несомненным и самым страшным плодом \"первородного греха\" и даже, еще раньше, падения \"Денницы\". Диавол умен - говорят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол бездонно глуп и что именно в глупости источник и содержание его силы. Если он был бы умен, то он не был бы диаволом, он бы давно \"во вретище и в пепле\" покаялся бы. Ибо восставать против Бога - это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих романов Сименон устами Мегре замечает, что совершает преступления, убивает только глупый: до чего же это верно… Все то, что составляет сущность зла: гордыня, зависть, ненависть, желание \"свободы\" (\"будете, как боги\") - все от глупости. Сталин - глуп, Ленин - глуп, Мао - глуп. Ибо, действительно, только метафизический дурак может быть так стопроцентно одержим будь то одной идей, будь то одной страстью. Только вот глупость, потому что она - упрощение, потому и сильна, \"голь на выдумки хитра\". Весь \"падший мир\" - это \"глупость, хитрая на выдумки\". Глупость - это самообман и обман. Диавол \"лжец есть искони\". Он извечно врет и себе, и другим. И это упоенное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро \"удовлетворяет\". Глупость всегда самодовольна, а самодовольство импонирует. Что, в конце концов, смешнее сейчас, чем идиотское казенное самодовольство коммунизма? Но ведь, вот, действует. Можно сказать, что в падшем мире преуспевает глупость, раз и навсегда самодовольно и нагло заявившая, что она умна, одевшаяся в \"ум\"…И именно потому и христианство, и Евангелие начинаются с \"metanoia\", \"обращения\", \"транспозиции\" ума, с поумнения в буквальном смысле этого слова. И потому, наконец, так страшно, когда \"религия\", возрожденная Христом, наполнившаяся снова \"светом разума\" и ставшая \"словесной службой\", снова и снова выбирает глупость. В современной религии самое страшное - новое восстание против Логоса. Потому так много в ней - на руку диаволу.

Ум может \"поглупеть\". Глупость поумнеть не может. Ей нужен ум, но от ума она берет только его \"механизм\", его \"хитрость\", уменье (ведь даже застрелить человека нельзя без уменья). Этой роли, собственно, и подчинился современный ум, в этом его поглупение и падение. Он принял от глупости, что роль его только в как и никогда не в что, убедил себя сам в этом и стал с восторгом служить глупости. Стал ее \"умом\", ее \"мотором\", ее \"успехом\". Ум снабжает всякую глупость alibi, ибо он всегда готов, всегда умеет одеть ее в умное обличие. Он даже умеет (ибо в том-то и дело, что он все умеет) подлинное умное представить \"глупым\".

Сущность веры не в отрицании \"ума\" (который-де от диавола). Отрицание ума есть высшая и последняя победа диавола, торжество глупости в чистом виде, ибо с \"отрицания ума\" начинается сам Диавол. Сущность веры в исцелении ума, в освобождении его от покорившей его себе глупости. Но если трагедия и грех ума состоят в его порабощении глупостью, то трагедия и грех религии в том, что только в ней и через нее сохранились и сохраняются, если так можно выразиться, чистые дураки, то есть те, кто со страху отождествляют диавола именно с умом и для того, чтобы отделаться от диавола и бороться с ним, начинают с того, что отказываются от ума, изгоняют его из веры. Бессознательно, конечно, но думают они, в сущности, так: если диавол умен, то вера должна быть глупа. А так как диавол глуп, то в этой глупой вере снова торжествует он. Подлинно торжество зла есть торжество глупости во всем: и в \"уме\", и в \"религии\". Как опытный шулер так смешал карты, что действительно \"сам черт не разберет\" - где ум, где глупость. Разум с восторгом отдает себя оправданию любой глупости, и, так сказать, \"глупости как таковой\", признает и санкционирует все, кроме веры, раз и навсегда отождествленной с \"глупостью\". Религия столь же восторженно соглашается на противопоставление веры и разума, упивается собственной \"иррациональностью\", чувствует себя хорошо где угодно, только не в \"разуме\" (и гордится и хвастается этим и со сладострастием повторяет: \"Это понять нельзя, в это можно только верить…\"). И вот в мире и над миром царствует \"князь мира сего\", а в переводе на более простой язык: Дурак, Лгун и Мошенник. Не пора ли ему это сказать открыто и перестать верить в то, чего у него нет: в его ум?»