Смертию смерть поправшие

На модерации Отложенный

Десять лет назад в Чечне пали смертью храбрых 84 псковских гвардейца-десантника. С той поры о том бое без преувеличения сотни раз говорилось в печатных и электронных СМИ, и в отечественных, и в зарубежных. Причем иные авторы фактически стремились превратить героев в жертвы - руководства России, бездарного командования и так далее. Публикуемый материал основан исключительно на документах, а потому воссоздает объективную картину произошедшего в горной части Чеченской Республики в начале 2000 года.

28-29 ФЕВРАЛЯ

Полковой тактической группе 104-го гвардейского парашютно-десантного полка решением командующего Восточной группировкой была поставлена боевая задача: до 14.00 29 февраля 2000 года завершить выход 2-го батальона на рубеж отметок 705.6, 626.0 и 787.0, что в четырех километрах юго-восточнее Улус-Керта. На этом направлении гвардейцы должны были блокировать район и не допустить противника в направлении населенных пунктов Махкеты, Киров-Юрт, Элистанжи, Сельментаузен, Ведено.

Выполняя поставленную командованием боевую задачу, 2-й батальон силами 6-й парашютно-десантной роты, 3-го взвода 4-й парашютно-десантной роты и разведывательного взвода ранним утром 28 февраля начал выдвижение с отметки 636.0 по маршруту - отметка 828.0, 819.0, гора Дембайирзы. К исходу дня десантникам необходимо было переправиться через реку Абазулгол и выставить блокпосты на отметках 776.0, 787.0, 626.0, гора Истыкорт с тем, чтобы не допустить противника в направление Улус-Керта, Сельментаузена. Возглавил подразделения командир батальона гвардии подполковник М. Евтюхин. Выход на указанный рубеж осуществлялся в пешем порядке. Двигаясь с предельной скоростью, 1-й взвод 6-й парашютно-десантной роты вместе с разведдозором под командованием гвардии старшего лейтенанта А. Воробьева уже к 16 часам 28 февраля вышел на высоту с отметкой 776.0. Однако до конца выполнить поставленную задачу десантникам помешали погодные условия.

Неожиданно опустившийся густой туман сделал дальнейшее продвижение подразделений практически невозможным. Поэтому командиром группы было принято решение: выполнение задачи приостановить до утра.

Утром 29 февраля подразделения опять возобновили движение и выдвинулись к назначенным рубежам. К 11.00 3-й взвод 4-й парашютно-десантной роты вышел на высоту с отметкой 787.0, а к 11.20 6-я парашютно-десантная рота достигла отметки 776.0 - поляна горы Истыкорт. В 12.30 разведывательный взвод, выдвигавшийся на удалении 100-150 м от двух взводов 6-й парашютно-десантной роты неожиданно обнаружил группу боевиков численностью до 20 человек. Не теряя ни секунды, десантники открыли по бандитам прицельный огонь из стрелкового оружия, а артиллерийский корректировщик гвардии капитан В. Романов вызвал огонь артиллерии. Противник ответил огнем из пулеметов и снайперских винтовок и начал подтягивать подкрепление.

Командир 6-й парашютно-десантной роты гвардии майор С. Молодов грамотно организовал бой, в ходе которого боевики понесли потери. Однако и среди десантников появились раненые. Подтянув дополнительные силы и создав тем самым численный перевес в живой силе, противник открыл по десантникам ураганный огонь из снайперских винтовок, пулеметов и подствольных гранатометов. Сложилась трудная ситуация, для разрешения которой командир батальона гвардии подполковник М. Евтюхин принял единственно верное решение - совершить отход на высоту с отметкой 776.0 и там, на более выгодном рубеже, организовать оборону.

Прикрывать отход двух взводов 6-й парашютно-десантной роты было поручено разведчикам под командованием гвардии старшего лейтенанта А. Воробьева. Заняв удобные позиции на южной окраине поляны, воины-разведчики открыли по боевикам огонь, что позволило 6-й роте отойти, эвакуировав раненых, и организовать оборону. В это время десантники понесли и первые потери.

Заняв высоту с отметкой 776.0, 6-я парашютно-десантная рота под командованием заместителя командира этого подразделения гвардии капитана Р. Соколова до 16.50 отражала атаки боевиков, которые, несмотря на ощутимые потери (были убиты около 60 человек), продолжали наступать. К 17 часам противник опять подтянул подкрепление и, увеличив интенсивность огня, предпринял попытку атаковать высоту с двух направлений - западного и северо-западного. Завязался тяжелый бой.

Гвардии подполковник М. Евтюхин лично руководил огнем своих подчиненных, корректировал огонь артиллерии и постоянно выдвигался на самые опасные направления. В ходе непрекращающегося обстрела он сумел вынести из-под огня противника пятерых раненых подчиненных, эвакуировал с поля боя раненого гвардии сержанта А. Супонинского, который в последующем до конца вел бой рядом с комбатом.

В это же время вступили в бой с бандитами два взвода 3-й парашютно-десантной роты, находившиеся на отметке 666.0, которыми командовал гвардии капитан Васильев. Воины отразили несколько атак противника, уничтожив при этом 12 боевиков, и предприняли попытку прорыва к 6-й парашютно-десантной роте. Однако эта попытка оказалась неудачной: шквальным огнем противника десантники были остановлены. В ходе прорыва получил ранение артиллерийский корректировщик гвардии лейтенант Ю. Золотов. 3-й взвод 3-й парашютно-десантной роты под натиском бандитов вынужден был отойти на свои позиции и отражать атаки боевиков.

До вечера 29 февраля противник продолжал вести ураганный огонь из стрелкового оружия и гранатометов. Неся большие потери, бандиты раз за разом атаковали позиции десантников. Сам Хаттаб собирал боевиков и безудержно бросал их на позиции рот. Однако все попытки бандитов завладеть высотой оказались тщетными. Гвардейцы мужественно отбивали все вражеские атаки. В 22.50 6-я парашютно-десантная рота подверглась обстрелу из минометов, но и это не позволило боевикам достичь успеха.

Очередную попытку сбить с высоты гвардейцев боевики предприняли в 23.25. На ротный опорный пункт устремился отряд «Джамар» численностью более 400 человек, возглавляемый одним из полевых командиров Хаттаба - Боди Бакуевым, при поддержке отрядов Вахи Арсанова и Хаттаба. Бандиты наступали волнами. Используя русла рек и открытые фланги, они попытались обойти позиции роты с левого фланга.

Тогда вперед выдвинулся взвод гвардии лейтенанта Д. Кожемякина, который, заняв выгодный рубеж, в течение трех часов отбивал яростные атаки боевиков. Ценой своей жизни гвардейцы сорвали замысел бандитов.

1 МАРТА

Не добившись успеха, в 1.50 1 марта боевики прекратили огонь и отошли. Видя, что все их массированные атаки разбиваются о хорошо организованную оборону десантников и никаких результатов не приносят, бандиты решили прибегнуть к другим методам. Они начали предлагать гвардейцам уйти с позиций, пропустить их, сдаваться. Но это не подействовало. Оставаясь верным воинскому долгу, каждый десантник принял для себя единственно верное решение - стоять до конца и во что бы то ни стало не пропустить боевиков.

В 0.40 начальник разведки полка гвардии майор Баран вместе с 1-й парашютно-десантной ротой, прибывшей около 23.00 29 февраля по указанию командования для деблокирования 6-й парашютно-десантной роты на гору Дембайирзы, предпринял попытку форсировать реку Абазулгол в районе вод-
ной переправы (отметка 520.0) и прорваться к 6-й парашютно-десантной роте, однако был остановлен плотным огнем противника. Не увенчались успехом и последующие попытки прорыва к своим товарищам. Каждый раз десантники натыкались на ураганный огонь бандитов. Не добившись желаемого результата, 1-я парашютно-десантная рота к 4.00 вынуждена была отойти на гору Дембайирзы.

В 3.00, воспользовавшись кратковременным затишьем, с отметки 787.0 к 6-й парашютно-десантной роте попытался пробиться 3-й взвод 4-й парашютно-десантной роты (командир взвода - гвардии лейтенант О. Ермаков) во главе с заместителем командира батальона гвардии майором А. Доставаловым. Под прикрытием одного отделения, которое возглавлял гвардии лейтенант О. Ермаков, к 3.40 гвардии майор А. Доставалов с группой десантников сумел-таки прорваться к командиру батальона.

В 5.00 боевики, не обращая внимания на свои потери, вновь атаковали ротный опорный пункт со всех направлений. На некоторых участках им удалось вплотную приблизиться к позициям 6-й роты. Несмотря на множественные ранения ног, полученные в результате разрыва мины, корректировщик В. Романов продолжал передавать целеуказания артиллерии. По мере приближения боевиков разрывы снарядов ложились в 50-60 м от переднего края обороны десантников. После гибели гвардии капитана В. Романова корректировку огня вел гвардии лейтенант А. Рязанцев, который давал необходимые координаты артиллеристам до тех пор, пока его не сразила вражеская пуля.

К 5.20 основные усилия боевики сосредоточили на северном направлении. Им удалось захватить высоту Безымянную. Видя, что ряды оборонявшихся заметно поредели, бандиты устремились на высоту с отметкой 776.0, однако гвардии старший лейтенант А. Колгатин успел установить на этом участке две управляемые мины МОН-60. Раненный в грудь офицер смог привести их в действие, как только боевики пошли в атаку. От мощных взрывов двое боевиков погибли, более десяти получили множественные ранения. Но это лишь на короткое время остановило бандитов. Вскоре они опять пошли на штурм высоты. Чтобы остановить подход боевиков с северного направления, командир батальона направил сводную группу, возглавляемую гвардии старшим лейтенантом А. Пановым. Метким огнем отважный офицер с десятью десантниками отражал натиск бандитов еще в течение сорока минут.

К 6.00 противник снова бросил на штурм отборный отряд «Джамар». Не добившись успеха на северном направлении, бандиты на этот раз сосредоточили свои усилия на южном, где оборонялся со своей группой гвардии лейтенант А. Кожемякин. Несмотря на многократное превосходство врага, десантники не дрогнули, а мужественно отражали атаки бандитов. В ходе боя гвардии лейтенант А. Кожемякин получил смертельное ранение.

Оставшаяся в живых немногочисленная группа десантников во главе с командиром батальона сосредоточилась у треугольной вершины. Здесь полегли последние гвардейцы, павшие в двухдневном бою. В 6.10 гвардии подполковник М. Евтюхин передал в эфир: «Вызываю огонь на себя», после чего связь с комбатом оборвалась.

В 6.50 враг лавиной ринулся вперед. Не стреляя, с криками «Аллах акбар!». Бой перерос в рукопашную схватку. Но силы были слишком неравны. Трем сотням отборных бандитов Хаттаба противостояли 26 раненых гвардейцев. Десантники гвардии подполковника М. Евтюхина до конца выполнили свой воинский долг.

Оставшийся в живых гвардии старший лейтенант А. Воробьев с двумя солдатами предпринял попытку прорыва из окружения. Он получил ранения в живот и ногу, однако поступил по законам десантного братства: приказал гвардии рядовым Р. Христолюбову и А. Комарову пробиваться к своим, а сам остался прикрывать отход подчиненных. Спасая жизнь солдат, офицер погиб.

Гвардии рядовой Е. Владыкин, видя мучения раненых и замерзающих товарищей в условиях сильного холода, попытался произвести вылазку за спальными мешками для них. Однако был схвачен боевиками и жестоко избит. Получив удар прикладом автомата в голову, потерял сознание. Очнувшись от холода, полураздетый десантник сумел вернуть свой пулемет и вместе с гвардии сержантами А. Супонинским и А. Поршневым, рядовыми В. Тимошенко и А. Ворониным выйти в расположение своих войск.

Дорого заплатил враг за гибель героев-десантников. На поле боя нашли свою смерть более 400 бандитов. Гвардии старшим лейтенантом А. Воробьевым был убит полевой командир Идрис. А всего, как стало известно из радиоперехвата и данных разведки, на направлении 2-го батальона пытались выйти на равнину три отряда боевиков под командованием Хаттаба общей численностью до 2500 человек, но благодаря стойкости, мужеству десантников выбраться из Аргунского ущелья они так и не смогли.

Открывая 1 августа 2000 года памятный знак на месте будущего монумента в 104-м гвардейском парашютно-десантном полку, президент Российской Федерации В. В. Путин высоко оценил доблесть и отвагу воинов 6-й роты: «Ребята сделали невозможное, но такие героические поступки спасают Родину и ставят заслон на пути тех, кто хочет разрушить Россию. Такие поступки вдохнули в народ уверенность в Вооруженных Силах».

Михаил РЫБЧИНСКИЙ