Кадеты и суворовцы на обочине

На модерации Отложенный

В начале февраля было издано правительственное распоряжение № 134-р об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Документ появился во исполнение соответствующего поручения главы государства Дмитрия Медведева, которое он дал в апреле прошлого года по итогам состоявшегося тогда в Рязани Госсовета, посвященного совершенствованию системы обучения и воспитания будущих защитников Родины.

Очевидно, что в работе над концепцией приняли участие Минобороны, Министерство образования и науки, Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО-ДОСААФ), а также Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Представляется, однако, что документ, который объявлен правительством как руководство к действию в центре и в регионах, при всей его кажущейся «всеохватности» тем не менее не учитывает ряд важных позитивных реалий жизни. Имеется в виду тот бесспорный факт, что в деле повышения качества призывного контингента, чем ныне вполне обоснованно озабочено государство, вполне можно было бы использовать однозначно положительный опыт подготовки мальчиков, отроков и юношей в различного рода стихийно возникших и успешно действующих кадетских образованиях.

ПРЕЗИДЕНТ УСЛЫШАН НЕ БЫЛ

Да ведь и сам Дмитрий Медведев (уже не раз общавшийся с суворовцами и кадетами) планирует открыть в республиках, областях и краях сразу еще семь президентских кадетских корпусов (КК) - по одному в каждом федеральном округе. (Восьмой - Северо-Кавказский создан совсем недавно. - «ВПК»). Причем наличие их он рассматривает именно как важный фактор, который «может положительно сказаться на процессе модернизации подготовки молодых людей к службе в армии». При этом президент отмечает, что «кадетские корпуса должны быть не только президентского уровня: в субъектах Федерации нужно открывать свои кадетские корпуса».

Правда, позже в озвученном в ноябре президентском Послании глава государства почему-то наименовал корпуса уже училищами. Уточнив, что первое из них откроется в следующем году в Приволжском федеральном округе, а в последующие три года - и в других федеральных округах.

Тем удивительнее, что эта тема в опубликованной концепции не нашла должного отражения. Во второй части документа «Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития», в которой описывается, как у нас плохо обстоят дела с молодежью, которой предстоит стать в ратный строй, все ограничивается лишь констатацией: «В последние годы наметилась тенденция к развитию сети профильных образовательных учреждений - военные лицеи, кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские школы-интернаты. Основными целями и задачами кадетских школ и кадетских школ-интернатов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».

Сама оценка - «наметилась тенденция» - говорит об отчасти поверхностном подходе авторов концепции к положению вещей в стране с кадетским движением. Ибо «тенденция», еще раз подчеркнем, - давно уже, скажем так, более чем видимая реальность, не замечать которую просто странно. Впрочем, тут нельзя не отметить, что несмотря на ряд обещаний, КК, даже находящиеся в системе гособразования, испытывают «трудности роста», функционируя главным образом лишь благодаря энтузиазму их создателей. Что уж говорить об остальных, которые содержатся за счет региональных бюджетов и отчасти - спонсорской поддержки.

В этой связи достаточно напомнить, что 1 февраля 2008 года, еще будучи президентом, Владимир Путин побывал в райцентре Аксай (в 18 км от Ростова-на-Дону), где посетил казачий кадетский корпус, пообщался с его воспитанниками и дал обещание директору Василию Донцову решить вопрос о включении подобных учебных заведений в концепцию российского образования: «Сделаем обязательно. По стране кадетских корпусов немало, и они нуждаются в правовом регулировании». Был тогда же в Аксае и Дмитрий Медведев. Но увы: похоже, Минобрнауки брать под свое крыло десятки КК не с руки, в тягость.

«ВПК» весной 2008 года уже писал, что еще в мае 2005-го на праздновании 100-летия со дня рождения писателя Михаила Шолохова Владимир Путин поддержал кадетские корпуса как систему образования и воспитания молодого поколения, которую необходимо развивать. Казалось бы, соответствующие чиновники должны были идею подхватить и приступить к ее воплощению. Но увы! Генеральный директор Фонда содействия кадетским корпусам им. А. Йордана Ольга Барковец как-то посетовала, что российский лидер, к сожалению, не был услышан. По ее словам, после «ельцинской эпохи» по развитию кадетства в России не утвержден и не принят ни один нормативный методический документ (ни-че-го!). «В 2006 году мы обратились к первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву с предложением включить кадетское образование как успешную национально ориентированную модель в национальный проект по образованию. Письмо спустили Минобрнауки, оттуда - в Департамент молодежной политики... В общем, кончилось ничем», - рассказывала она.

Сегодня в стране более 80 региональных кадетских корпусов, подобных Аксайскому, а также кадетских школ и школ-интернатов. Кроме того, во многих общеобразовательных школах действуют кадетские классы. По данным Фонда им. А. Йордана, 92 процента выпускников кадетских корпусов поступают в высшие учебные заведения - примерно поровну в военные и гражданские. Это ли не потенциал для создания Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века!

Еще раз упоминание о КК можно найти в шестом разделе правительственного документа - «Основные этапы и ожидаемые результаты реализации концепции». Пункт «Создание в каждом федеральном округе президентского кадетского корпуса» буквально одной строкой проходит в длинном перечне того, что «предстоит сделать» (он начинается со слова «Предусматриваются...»), и затерян в нем. И ни полслова не сказано в третьем разделе - «Цели, принципы, задачи и основные направления создания федеральной системы подготовки граждан к военной службе на период до 2020 года».

Любопытно также вот что. В январе появилось сообщение, что к началу нового учебного года (1 сентября) кадетский корпус откроется в Благовещенске (Амурская область, Дальневосточный федеральный округ). Рассчитанный на 240 учащихся, он получил наименование Амурского и уже сейчас полностью готов к принятию мальчишек: созданы 16 учебных классов, два компьютерных класса, актовый зал, библиотека, столовая, гараж, медицинский блок, «бытовки», тренажерный и спортивный залы и даже комнаты психологической разгрузки. Работа КК будет строиться по принципу полного пансиона. Корпус еще не назван официально президентским, но судя по заявленному статусу («единственный на Дальнем Востоке»), вполне вероятно, что будет именно таковым. В то же время о скором открытии подобного учреждения в Приволжском федеральном округе (ПФО), о чем упомянул президент в своем Послании, информации пока ноль целых, ноль десятых.

Известно только, что в ПФО базой для такого корпуса (училища) на данный момент рассматривается Оренбургский КК. Хотя есть и «конкуренты» из Нижнего Новгорода.

ПОД ПРЕДЛОГОМ ГУМАНИЗАЦИИ

На этом фоне не может также не вызывать недоумения то обстоятельство, что само Минобороны, которое больше кого бы то ни было ратует за «повышение качества призывного контингента» и, естественно, должно быть в этом заинтересовано, начало преобразовывать свои ведомственные суворовские военные училища (СВУ) и КК до уровня неких «школ с кадетским уклоном». Дошло до того, что в ноябре минувшего года Общественная палата (ОП) провела по этому поводу специальные слушания. Констатировались следующие факты. Уже сокращено количество часов военной подготовки. Сделано это на основании того, что, по словам руководителя департамента военного образования и науки Минобороны Тамары Фральцовой, до начала реформы военного образования учебные планы суворовских военных училищ (СВУ) были примитивными. В свою очередь, как заявил в декабре статс-секретарь - замминистра обороны Николай Панков, Минобороны будет работать над гуманизацией образования в СВУ. Опять же это не может не вызывать крайнего удивления, ибо в СВУ никогда не воспитывали «солдафонов», а выпускали из своих стен ребят, уровень подготовки которых всегда был на голову-две выше, чем в любой средней школе.

Питомцев «кадеток» лишили приоритета при поступлении в профильные вузы: прежде в высшие военные училища они имели право поступать без экзаменов, а теперь такой льготы у них нет. Почему-то «кадетская прослойка», на протяжении десятков лет составлявшая костяк российского офицерского корпуса, стала лишней.

Суворовцев теперь решено не задействовать в военных парадах, дабы «не отвлекать от учебы». По этому поводу выступивший в ОП прославленный летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза генерал-майор авиации Владимир Джанибеков сказал, что он окончил суворовское училище с отличием и участие в парадах ни в коей мере не мешало ему в учебе. Но главное здесь в том, что, как заметил член ОП Максим Викторов, в одночасье чьим-то волюнтаристским решением была уничтожена многолетняя отечественная традиция, являющаяся «частью и символом нашей Великой Победы».

В самом деле, как известно, суворовцы впервые прошли по брусчатке Красной площади 24 июня 1945 года на историческом Параде Победы. Их сводный полк чеканил шаг непосредственно перед расчетом солдат с трофейными фашистскими знаменами. «Нет надобности пояснять колоссальнейшее воспитательное значение этого прохода ребят, которые посвятили себя служению Отчизне. Оно было настолько велико, что эту традицию с тех пор не прерывали», - подчеркнул Максим Викторов. Да, почти 65 лет суворовцы и нахимовцы участвовали в парадах, а сейчас в письме за подписью замминистра обороны генерал-полковника Александра Калмыкова объясняется, что делается это «в целях сохранения жизни и здоровья, обеспечения непрерывного учебного процесса» суворовцев, кадетов и нахимовцев. «Объяснительная» эта была направлена в Совет безопасности РФ, который, кстати, до сих пор не отреагировал на «чье-то волюнтаристское решение».

Осенью Государственно-патриотический клуб (ГПК) «Единой России» принял по этому поводу соответствующее обращение к президенту РФ. Его в числе прочих подписали и достаточно известные в стране лица - депутаты Госдумы. Но и в феврале в ГПК продолжали очень надеяться, что президент услышит и вернет суворовцев, кадетов и нахимовцев в дни торжеств на главную площадь страны, хотя бы в честь 65-летия Победы: «Ведь если мы говорим об образцах высокого служения Отечеству, то те мальчишки, которые печатают шаг по брусчатке Красной площади, являются примером для всей нашей молодежи».

Далее. Весь военный уклад в нынешних СВУ сведен до минимума, идет их перерождение в интернаты и военные детские дома. Воспитывать суворовцев теперь будут гражданские лица. Это вообще нонсенс! Так и представляешь, что в лучшем случае какой-нибудь отставной полковник лет под 60, а в худшем - классная руководительница в джинсах идет рядом со взводом и командует: «Раз-раз, раз-два-три...» И впрямь, кто уж тут подготовит ребят к трудному прохождению по Красной площади?

И это все делается на фоне того, что в 2012 году кадетскому образованию в России исполнится 280 лет (первый КК был основан волей императрицы Анны Иоанновны по инициативе генерал-фельдмаршала Христофора Миниха в 1732 году). Историки небезосновательно полагают, что система кадетских корпусов помогла создать в России сильную государственную и военную элиту, которая значительно поспособствовала как усилению российской мощи, так и укреплению ее авторитета на международной арене. Ведь не случайно в 1943 году Сталин реанимировал эту разрушенную в 1917-м систему, создав сеть суворовских училищ «по типу кадетских корпусов дореволюционной России».

СОМНИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

При более детальном рассмотрении концепции не могут не вызывать вопросы и некоторые другие ее положения. Так, например, в документе можно прочесть: «На первом этапе (2009-2010 годы) будут реализованы меры, направленные на создание условий для формирования федеральной системы подготовки граждан к военной службе». Но 2009 год канул в Лету, а ни одна из «мер» еще не реализована.

Скажем, не создана межведомственная комиссия по вопросам подготовки граждан к военной службе. Не было обсуждения объемов финансирования мероприятий концепции. Ни в одном федеральном округе не только не создан ни один президентский кадетский корпус, но даже не определено, в каких городах они появятся. А ведь это должно было произойти, по президентской задумке, к 15 декабря 2009 года. Однако в ноябре глава государства подкорректировал данные планы, растянув их исполнение на три года (см. Послание), но разработчики концепции этого почему-то не заметили.

Многое в документе возлагается на вновь воссозданный ДОСААФ: у него, мол, по всей стране сохранилась разветвленная организационная структура, обладающая материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом. Но тут же констатируется, что «из общего количества техники около 90 процентов образцов вооружения и военной техники, используемых для подготовки граждан по военно-учетным специальностям в ДОСААФ России, устарело». До 47 процентов спортивных объектов организации нуждаются в реконструкции. Да и вообще состояние учебно-материальной базы Добровольного общества «не соответствует уровню технического оснащения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов». Кроме того, известно, что ДОСААФ ведет некие имущественные тяжбы с различными структурами. «Мы сейчас находимся в полном окружении судебных исков, словно Красная армия в 1941 году», - заявил 18 февраля председатель ДОСААФа генерал-полковник Сергей Маев.

Тем не менее, по его же информации, общество приступило к подготовке 160 тысяч призывников для службы в Вооруженных Силах и других войсках. Каково же будет качество этих рекрутов? Вопрос риторический.