Крах газовой империи Путина

На модерации Отложенный

Для всех украинских правительств и президентов «вопросом вопросов» в отношениях с Россией всегда был «газовый». Точнее, вопрос его цены. По этому показателю «меряли» отношение Москвы к тому или иному украинскому политическому деятелю в частности и к Киеву в целом.

Поэтому неудивительно, что в Партии Регионов воспринимают разрешение этого вопроса не просто как одну из важнейших задач преодоления финансово-экономического кризиса, а и как знаковый момент возвращения к «старым добрым временам». Однако, похоже, что эти часы канули в Лету. Тяжелое экономическое положение в России – страна впервые вынуждена возвратиться к значительным внешним заимствованиям – вряд ли позволит Кремлю пойти на серьезные уступки новому украинскому руководству даже в обмен на определенные символические уступки в вопросах статуса русского языка, истории и т.д. Первым прочувствовать эти изменения пришлось Виктору Януковичу.

Стоит отметить, что при подготовке визита в Москву у команды нового президента практически не было сомнений в том, что тем или иным образом удастся сдвинуть пресловутый «газовый вопрос» в позитивном для себя направлении. Первый заместитель главы Администрации Президента Украины Ирина Акимова в эфире телеканала «Интер» перед визитом Виктора Януковича в Москву достаточно самоуверенно заявляла: «Я уверена, что вопросы газовых соглашений, и цен на газ и организации сотрудничества в сфере газотранспортной системы обязательно будут поставлены». Она выразила уверенность, что российские партнеры могут пойти навстречу Украине.

Однако в формате переговоров в Москве стороны лишь символически коснулись газовой тематики. Дмитрий Медведев на совместной с Виктором Януковичем пресс-конференции в Кремле сообщил, что президенты Украины и РФ поручили правительствам двух стран обсудить вопрос сотрудничества в газовой отрасли. А министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил, что президенты вообще не обсуждали на встрече в Москве цену на российский газ.

Однако о том, что это не так, сразу же после возвращения Виктора Януковича в Киев Москва дала знать в достаточно конкретной и достаточно унизительной для украинского президента форме. Так, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности России Константин Симонов заявил, что диалог с новым украинским лидером пока носит не совсем конструктивный характер. «Подход «нам очень плохо - снижайте цену, а то будем газ воровать» нам давно известен, но разумным его назвать никак нельзя. Какой-то временный дисконт в цене на газ Россия могла бы дать с учетом того, что ситуация тупиковая», - добавляет он. Интересно, что Симонов достаточно жестко транслирует отношение Москвы к новому украинскому Кабинету Министров: «Азаров - техническая фигура, является человеком Януковича и полностью зависит от него. Экономика Украины находится в провальном состоянии, и премьер - это политический самоубийца, и на него сейчас спишут все те жесткие меры, которые необходимо предпринимать Киеву».

Свой «привет» новому украинскому руководству передал и заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев. В интервью телеканалу Russia Today он заявил, что, несмотря на предложения Виктора Януковича вернуться к вопросу о создании консорциума по управлению и развитию газотранспортной системой (ГТС) Украины, «Газпром» не отказывается от строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»: «В любом случае строительство Южного потока и Северного потока будет продолжено, поскольку альтернативы диверсификации маршрутов поставки газа на экспорт нет. Строительство Северного потока начнётся в апреле. По Южному потоку первый газ пойдет в 2015 году».

И, наконец, по мнению уже упоминавшегося выше близкого к Кремлю Константина Симонова, Российская Федерация может снизить цену на газ для Украины на 50-60 дол. за тыс. куб., если получит доступ к внутреннему рынку страны. Он считает, что скидки в таком случае могут быть порядка 50-60 дол. за тыс. куб. Но это означает практически неминуемое банкротство «Нафтогаза» и достаточно скорую потерю украинским правительством контроля над внутренним газовым рынком. Есть определенные сомнения в том, что и В.Янукович, и Кабинет Министров безоговорочно примут эти условия.

Собственно говоря, в Москву уже пошли сигналы о том, что на переговорах по газу «блицкриг» ей не грозит.

Так, в начале марта Юрий Бойко заявил, что необходимо провести разделение газотранзитной и газораспределительной системы НАК \"Нафтогаз Украины\", также необходимо провести реструктуризацию долгов компании, использовав для этого помощь международных финансовых организаций. По его словам, Украина должна срочно снизить энергетическую зависимость, для чего необходимо развивать добычу угля и его переработку в сланец, а также развивать производство электроэнергии в атомной отрасли.

Практически одновременно с заявленим Ю.Бойко, который вскоре стал министром топлива и энергетики Украины в правительстве Николая Азарова, газета «Коммерсант-Украина» сообщила подробности относительно «козырей», которые делегация Виктора Януковича готова использовать против Москвы на переговорах по снижению цены газа с 305 до 205 долларов за тысячу кубометров.

Одна из угроз – возобновить продажу газа, добываемого в Украине, в страны Евросоюза. До 2006 года Киев продавал на экспорт 5 млрд. кубометров в год собственных энергоносителей. Кроме того, члены делегации сообщили газете, что в администрации Януковича предусмотрены и другие варианты. Один из них – сокращение потребления российского газа и доставка сжиженного газа в Украину морским путем.

«Мы в состоянии построить терминалы по регазификации емкостью 20-30 млрд кубометров сжиженного газа. Это обойдется в $500-600 млн., и инвесторы для этих проектов у нас уже есть»,– заверил представитель команды Януковича. По расчетам источника, этот газ обойдется конечным потребителям Украины в $200-210 за тысячу кубометров, то есть на треть дешевле российского.

Глава East European Gas Analysis (США) Михаил Корчемкин говорит, что технически это возможно, если импортировать газ из Катара и Алжира. Цена этого газа на спотовых рынках в Нидерландах и Бельгии в начале марта составляла $175-178 за тысячу кубометров. Транспортировка из Алжира до границы с Украиной составит менее $35, из Катара – $55 за тысячу кубометров, подсчитал эксперт.

Таким образом, если дело зайдет так далеко, «Газпром» рискует потерять один из самых высокодоходных рынков объемом $10-12 млрд., предупреждает американский эксперт Корчемкин.

Впрочем, у российского газового монополиста и без этой угрозы появился повод даже не для беспокойства, а для паники. Похоже, что мир наконец-то нашел эффективный прием против «газового лома». Его имя - «сланцевый газ», который может похоронить не только энергетическую империю Путина, но и полностью изменить всю систему энергетической безопасности планеты.

Так, Агентство Bloomberg сообщило, что в 2009 году США опередили Россию и вышли на первое место в мире по объему добываемого газа и по объему товарного газа, предназначенного для продажи. Самое любопытное в сообщении агентства Bloomberg вот что: в США добыча выросла прежде всего за счет разработки сланцевых месторождений.

Сегодня европейский рынок завоевывает сжиженный газ из Катара, который оказался гораздо дешевле российского. Ранее он предназначался для США (как и газ из так и не начатого разрабатываться Штокмановского месторождения).

Однако Соединенные Штаты в 2009 году резко увеличили газодобычу и вообще отказались от импорта газа. Ставший ненужным в Америке газ из Катара хлынул на европейский рынок. В результате в прошлом году «Газпром» только в Европе потерял в 2009 году 22 миллиарда долларов выручки по сравнению с 2008 годом.

Как сообщает «Газета.Ru», основной тон комментариев большинства российских специалистов о целесообразности развития нетрадиционных видов добычи газа сводится к тому, что добыча того же сланцевого газа — дело неблагодарное, нерентабельное и фактически ненужное. Однако цифры заставляют усомниться в их правоте: в 2008 году добыча сланцевого газа обеспечила около 10% всей газодобычи США, а все нетрадиционные источники газа — около половины добычи.

Аналитики констатируют, что увеличение за последние годы альтернативной добычи газа, применение новых способов добычи привели к снижению цены на газ и коммунальных платежей. Цена на газ в Америке упала в два раза в течение года. Американский опыт оценили европейцы, и сейчас в Техасе, Оклахоме и Пенсильвании находятся нефтяники и геологи из Италии и Норвегии, которые учатся добывать газ из черного сланца. Европейские компании покупают доли в сланцевых месторождениях на территории США, чтобы освоить новые бурильные технологии.

Например, недавно французская компания Total дала неутешительную оценку планам освоения северных газовых месторождений в России: при нынешней цене на газ $250 за 1000 кубометров разработка Штокмановского месторождения экономически неэффективна. Не прошло и месяца, как дотошные журналисты выпытали у исполнительного директора компании Кристофа де Маржери, куда же собирается двигаться компания. Он признался, что Total SA серьезно рассматривает возможность инвестиций в проекты по извлечению природного газа из сланцевых пород в США и других странах.

Не убеждают и утверждения газпромовцев в том, что этот сланцевый газ слишком дорог. «Газпром» продает газ за $250, а в Америке цена газа немногим более $100. Кроме этого, по данным Кембриджской ассоциации энергетических исследований (CERA), альтернативные газовые резервы составляют примерно 16 квадриллионов кубических футов, то есть приблизительно вдвое превышают нынешние достоверные резервы. Крупные месторождения обнаружены в Швеции, Китае, США, Бразилии, Австралии и в Прибалтийском бассейне. Что особенно интересно, ведь этот бассейн расположен на территории Эстонии и Ленинградской области России. Похоже, что в ближайшие годы альтернативный газ станет основой если не для серьезной конкуренции, то для серьезного сдерживания цен на газ, который «Газпром» поставляет в Европу.

Теперь же эксперты говорят, что сланцевым газом начинает интересоваться и Китай, что также России отнюдь не на руку. Как сообщает агентство Bloomberg, крупнейшая энергокомпания КНР PetroChina оценивает запасы сланцевых газов в Китае в 45 трлн кубометров. Согласно отчету, подготовленному британской British Petroleum, это больше, чем доказанные запасы газа в России в прошлом году.

Неприятность для России может заключаться в том, что российский газ, о поставках которого стороны договорились еще в 2006 году, может оказаться невостребованным. По соглашению, «Газпром» должен поставлять Китаю 68 млрд кубометров в год по двум маршрутам – восточному (38 млрд куб. м) и западному (30 млрд куб. м). Однако захочет ли Китай покупать дорогой российский газ, если можно добывать собственный? Тем более что по поводу цен стороны так окончательно и не договорились.

Добыча сланцевого газа готовится в Индии, Австралии и далее по всему миру. В этот проект уже влито огромные ресурсы – британская BG инвестировала 1,3 млрд. долларов в месторождения Техаса. Норвежская StatoilHydro вложила $3.4 млрд. в совместное предприятие с Chesapeake Energy. Голландцы из Shell уже купили лицензии на разработку недр Польши и Германии.

Густонаселенность Европы и насыщенность ее разного рода коммуникациями также могут стать проблемой. С другой стороны именно развитая коммуникация может сделать добычу очень рентабельной. Ведь скважина и потребитель газа будут находиться совсем рядом.

Конечно, говорить о том, что цивилизованные страны смогут отказаться от импорта газа из России и арабских стран сегодня еще очень рано. Но одно уже очевидно – сланцевый газ резко увеличивает предложение газа и источники его поступления. Бешеного роста цен, который мы наблюдали в 2007-2008 году, уже не будет. Уже в 2009 годы цены на газ падали до $120 за 1 тыс. куб. м.

Как отмечают эксперты, фактор сланцевого газа устанавливает максимальный потолок цен на голубое топливо в размере 200-250 долларов за 1 тыс. куб. м. И это даже в случае, если масштабы «революции» не приобретут ожидаемых масштабов.

При этом надо учесть, что речь идет о сжиженном газе, что делает возможным организацию биржевой торговли им. А вот это – кошмарный сон российского газового монополиста, который всю свою стратегию основывает на усилиях по сохранению практики заключения долгосрочных контрактов на поставки. Около сорока лет назад группа арабских стран пыталась шантажировать США и взвинчивать цены на нефть. В ответ американцам удалось наладить биржевую торговлю нефтью, и сегодня при всех минусах спекулятивной игры есть одно преимущество (или недостаток – как кому удобно толковать это) – никакое правительство ни в какой стране не может командовать ценами, которыми управляет рынок. Развитие биржевой торговли сжиженным газом окончательно делает абсурдными планы по строительству подводных газопроводов. «Газпром» просто не сумеет «отбить» миллиарды долларов вложенные в «северный» и «южный» потоки. Если же «сланцевая революция» свершится в полном объеме, то даже страшно представить, что случится с российской экономикой, крепко сидящей на «газовой трубе».

В Европе и США революция в газовой отрасли вызвала настоящий ажиотаж не только в экономике, но и в политических кругах. С нею связывают огромные надежды как шанс оздоровить экономику и избавиться от газовых шантажистов из стран «третьего мира», которые ранее диктовали свои цены и каждую зиму угрожали заморозить Европу. Более того, самые восторженные оптимисты предрекают, что Европа вслед за США также сможет стать энергетически самодостаточной.

По совершенно непонятным причинам украинское правительство до последнего времени просто в упор не замечало «сланцевую революцию». И это при том, что Украина стоит на пороге буквально кардинальных перемен – вполне возможно, что уже завтра украинская газотранспортная система снизит свое значение. Даже если явная убыточность «Потоков» и тяжелое финансовое положение «Газпрома» не позволят Кремлю закончить «строительство века», встанет вопрос об объемах газа, который Россия будет поставлять в Европу. Соответственно упадет и доходность от нашей ГТС.

Впрочем, обязательно упадет цена на газ для украинских предприятий, а газовый политический шантаж Москвы превратится просто в фарс. Более того, если верить зарубежным источникам (например, британским и американским), то в Украине находятся внушительные запасы сланцевого газа. Более того, компания Shell считает что самыми перспективными для бурения сланцевого газа являются две страны — Швеция и Украина.

Стоит ли говорить о том, что многолетняя мечта Киева найти свой энергетический Грааль близка к осуществлению как никогда. И какого бы цвета ни была украинская власть, от ее способности воспользоваться этим историческим шансом будет зависеть ее политическое будущее.