Как американцы переписывают историю

На модерации Отложенный

Совет по образованию меняет стандарты преподавания гуманитарных наук в американских школах.

О том, что школьные уроки истории – лучшее оружие пропаганды, в США знают не хуже, чем в России. Дети вырастут и будут интуитивно чувствовать, что одно толкование истории правильное, а другое – в корне неверное. Ведь всем порядочным людям с детства известно, что Мазепа – предатель, а американцы нагло примазались к советской победе во Второй мировой войне. Возможно, в других странах думают как-то иначе, но это все – примитивная пропаганда для наивных. Нам-то в школе рассказали, как все было на самом деле.

Поэтому в США, так же, как и в России, разные политические силы очень любят пошуметь о том, что государство учит детей неправильной истории. Правда, у американских любителей истории есть одно серьезное преимущество перед российскими. В России можно дискутировать сколько угодно – все равно будет так, как решит министерство образования. А вот в США на стандарты школьного обучения может повлиять практически каждый. Например, в Техасе жители раз в 4 года избирают 15 членов Совета по образованию штата, а те уже решают, что должно быть написано в школьных учебниках.

Такая демократия не всегда идет на пользу качеству образования. Десятки научных организаций уже многие годы возмущаются тем, что техасский Совет не дает нормально преподавать в школах эволюционную теорию, требуя от учителей «указывать на слабые стороны» давно доказанных законов биологии. Но для американцев демократия будет поважнее научных знаний. Если большинство населения штата через своих избранников утверждает, что мир был создан 6 тысяч лет назад, то пусть и дети учатся тому же. Им же в Техасе жить.

ПОЛИТКОРРЕКТНАЯ СЛАВА ПРЕДКОВ

Разобравшись с биологией, техасский Совет по образованию взялся за гуманитарные науки. В ходе очередной сессии, которая началась 10 марта, участники Совета будут решать, по каким стандартам ближайшие 10 лет в школах штата будет преподаваться история, экономика, основы государства и права и прочие общественные дисциплины. За решениями техасцев внимательно следят и в других штатах, потому что Техас – главный законодатель мод в американском школьном образовании. Этот штат – крупнейший во всей стране покупатель школьных учебников, поэтому издатели предпочитают подстраиваться именно под техасские стандарты.

Главные споры идут, естественно, вокруг истории, которую в США принято преподавать не совсем так, как в России. Вместо череды правителей и славных побед отечественного оружия в Штатах делают главный акцент на самом американском народе. Не так важно, кто был президентом, главное – как развивалась уникальная, рациональная и свободолюбивая американская нация.

Это основа, с которой согласны все американцы. Но дальше начинаются противоречия. Для консерваторов-мракобесов национальная история – это хроника жизни народа-богоносца. Белой, христианской нации, которая столетиями выступает в мире главным гарантом свободы, справедливости, индивидуализма и истинной веры. Леваки-либералы в уникальности Штатов нисколько не сомневаются, но видят в истории страны трудный и тернистый путь нации к всеобщему равенству и счастью, который продолжается и сейчас, хотя достижения огромны. Их история – это бесконечная борьба за гражданские права, а в конце – утопия политкорректности, где процветают все, вне зависимости от пола, расы, нации и вероисповедания.

ХОРОШИМИ ДЕЛАМИ ПРОСЛАВИТЬСЯ МОЖНО

Помитинговать в Техас съехались и те, и другие. Заявки на выступление перед Советом с пожеланиями к школьным стандартам подали 117 активистов. Еще 14 000 человек направили свои соображения по поводу преподавания гуманитарных наук в письменной форме. Ведь нынешняя школьная программа по истории не устраивает ни либералов, ни консерваторов.

Консерваторы настаивают, чтобы в учебниках истории было ясно указано, что именно божественное провидение сохранило жизнь Джорджу Вашингтону во время Войны за независимость.

Также в школьных учебниках безобразно освещаются 1980-е гг. Нам, американцам, внушают, что окончание Холодной войны – это заслуга Горбачева. Но мы-то жили при Рейгане и помним, как все было, поэтому не дадим социалистам оболванивать наших детей.

Либералы отвечают, что из программы надо повыкидывать всяких генералов и иностранных тиранов. Заменить их на очередную порцию борцов за гражданские права меньшинств. Надо воздать по заслугам людям, которые реально способствовали развитию американского общества, а от войн, даже выигранных, простому народу только хуже было. Это безобразие, что в списке исторических деятелей, которые обязательно должны упоминаться в учебниках по истории, до сих пор большинство составляют белые мужчины-христиане. Туда надо включить, как минимум, по одному представителю каждой более-менее крупной этнической или религиозной общины, живущей в Соединенных Штатах.

Этот список обязательных к упоминанию личностей (посмотреть можно здесь) прекрасно раскрывает американское представление о Всемирной истории. На весь Древний мир и Средневековье приходится всего 3 человека: Моисей, Хаммурапи и византийский император Юстиниан. Ни одного римского императора даже нет. В новом времени иностранцев становится побольше, но все они как-то связаны с США. Наполеон им Луизиану продал, с британским королем Георгом III сражались в Войне за независимость. Американским детям также надо знать, что во Второй мировой войне США бились против Гитлера, Муссолини и Тодзио, а союзничали со Сталиным и Черчиллем. В такие подробности, как генерал де Голль или Ганди, влезать необязательно. Из советских деятелей там, помимо Сталина, упоминается еще Горбачев. Хотя есть довольно много европейских мыслителей: само собой, Карл Маркс, еще Руссо, Монтескье, Джон Локк, Томас Гоббс и т.д.

Зато там куча таких людей, чьи имена даже самым большим эрудитам вряд ли покажутся знакомыми. Например, Клара Бартон – основательница американского отделения Красного креста. Цезарь Чавес – активный борец за права фермеров. Барбара Джордан – первая черная женщина-сенатор от Техаса. Кому нужна мировая история в виде вереницы кровавых войн и диктатур? Лучше заменим ее на хронику добрых дел.

ПОХИТИТЕЛИ РОЖДЕСТВА

15 участников Совета по образованию, не щадя себя, выслушивают и обсуждают все новые и новые предложения. Они уже успели сделать многое. Например, спасли Рождество. Один из комитетов предложил вычеркнуть упоминание о Рождестве из темы «Религиозные праздники». На каждую религию полагалось по одному празднику, и для христианства выбрали Пасху. Совет продебатировал этот вопрос, учел пожелания населения и вернул Рождество в школьную программу.

Также после долгих споров удалось решить, как в учебниках надо обозначать даты. Словосочетание «после Рождества Христова», по мнению либералов, звучит неполиткорректно по отношению к другим религиям. А консерваторы отказываются одобрять формулировку «наша эра», как противоречащую религиозным традициям США. Сошлись на латинском сокращении A.D. Эту иноязычную тарабарщину никто не поймет и оскорбиться не сможет.

Но самые горячие дебаты идут вокруг имен исторических деятелей, которых нужно включить в обязательную программу, или наоборот, исключить оттуда. Несмотря на просьбы трудящихся, Совету удалось отстоять и кровавого генерала Эйзенхауэра, и богохульника Эйнштейна. Более того, Совет сумел расширить список обязательных к упоминанию личностей с помощью поистине соломонова решения, которое понравилось и консерваторам, и либералам. Туда включили американцев, удостоенных высшей военной награды США Медали Почета, но с обязательным указанием их национальной и половой принадлежности. И это только начало дебатов по истории. А ведь впереди еще экономика.