Коалиции - туш!

На модерации Отложенный

Период смены власти в Украине в самом разгаре. С 11 марта в нашей стране уже есть новое парламентское большинство и сформированное им правительство. Соратники Виктора Януковича сосредотачивают в своих руках всю полноту власти, хотя законность их действий остается под вопросом.

С распространением в сравнительно широких парламентских кругах идеи о необходимости отредактировать регламент ВРУ, процесс коалиционных раздумий, до того проходивший долго и тягостно, обрел второе дыхание. Как и обещали сторонники нового президента, вопрос был решен в кратчайшие сроки. Первое чтение, второе, подпись спикера, затем президента и вуаля — в течение недели в распоряжении у недавно избранного главы государства оказалось и парламентское большинство, и делегированное оным правительство. Дело за \"малым\" — закончить кадровые перестановки в центре (например, распределить госкомитеты) и заняться регионами. Но, учитывая бодрость \"стабилизаторов-реформаторов\" и их идейного вдохновителя, долго ждать окончательного переориентирования вертикали не придется. Все — во имя блага страны и, главное, поскорее.

Внимание к нуждам страны, страдающей от действий предыдущей власти, судя по шагам, предпринятым властью новой — это цель, которая оправдает практически любые средства. \"Бедность и долги, разрушенные экономика и финансовая система, расколотое общество и общее разочарование – вот какой пейзаж открылся перед нами после пяти лет блужданий по пустыне, которой нас водили фальшивые пророки\", - поэтично пояснял народу, что к чему, в своем обращении Виктор Янукович. Не умаляя значимости нынешнего кризиса, проявления которого весьма наглядны, в некоторых других тезисах президентского воззвания можно все-таки усомниться. \"Мы докладываем народу Украины, что в парламенте нашлись здоровые силы, способные поставить интересы государства выше собственных амбиций\", - настойчиво убеждает глава государства. Правда, ущемлять свои амбиции свежеиспеченные власть имущие начали с претворения в жизни так критикуемого ими ранее принципа политической целесообразности.

То, что стране выход из политического штопора должен пойти на благо, - в теории звучит справедливо. И все же избранный новой властью инструментарий продолжает вызывать вопросы. Как известно, соответствие недавних поправок к закону о регламенте Основному закону выглядит небезупречно и еще не доказано, что не мешает уже вовсю применять спорные нормы на практике. Стремление создать правящее большинство любой ценой хоть и определенно целесообразно, но все же чревато неприятными последствиями. До решения Конституционного суда, обращаться к которому планируют все заинтересованные стороны, вокруг коалиции и сформированного ею правительства продолжит распространяться легкий флер нелегитимности, старательно сгущаемый оппозицией. В свою очередь, Виктор Янукович рискует войти в историю как президент, начавший эпоху своего правления с потворствования слишком вольной интерпретации законодательных норм. После настойчивых попыток Виктора Ющенко так или иначе распустить парламент весной 2007 года подобные желания, может, и не удивляют. Но, в любом случае, такое стремление утвердиться во власти как можно быстрее и как можно эффективнее вызывает некоторую обеспокоенность.

Применение метода свободных интерпретаций не только к Основному закону, но и к существующему решению конституционных судей, может оказаться только зарей новой эры. Существуют и другие поводы задуматься. Один из них — та нескрываемая ориентация на главу государства, которая демонстрировалась на всем пути формирования нового большинства и правительства. В том, что президент является представителем крупнейшей и потенциально наиболее влиятельной парламентской фракции, нет ничего зазорного — так решил народ. Единомышленникам править страной действительно легче, чем антагонистам, в каких быстро превратились, например, Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко. Но легкость поиска компромисса — это одно, а единый центр принятия всех решений, который полностью избавлен от внешнего влияния — это совсем другое.

Еще до того, как операция \"Подушная коалиция\" была успешно завершена, обеспокоенные общественные круги взялись пророчить Виктору Януковичу обретение всей полноты полномочий Леонида Кучмы. Дальнейшее развитие событий показало, что подобные теоретические построения не так уж и далеки от реальности. Нет, Конституцию, превратившую в 2004 году (хотя по факту — большей частью в 2006) нашу страну в парламентско-президентскую республику еще никто не менял.

Пока что. Хотя, не исключено, что это и произойдет. Во всяком случае, Александр Медведько, который, по всей видимости, не спешит покидать кресло генерального прокурора, уже успел предложить расширить полномочия гаранта правом назначать министра внутренних дел. Так, оказывается, можно ограничить вмешательство МВД в политику. Хотелось бы верить, что, если такие новации найдут понимание у власти, перед практической их \"обкаткой\" законодатели все-таки для начала перепишут соответствующую статью Конституции, а не в очередной раз прогуляются сомнительным обходным путем в надежде на \"Сойдет и так\".

Даже без потенциальной конституционной реформы (и в отсутствие 300 голосов, необходимых для претворения ее в жизнь), Виктору Януковичу пока не угрожает оказаться в стесненных властных обстоятельствах Виктора Ющенко. У нового президента уже сейчас есть то, чего на протяжении значительной части срока не было у его предшественника, — правильно подобранный Кабмин. \"Я не буду премьер-министром. Я буду первым министром в правительстве Виктора Федоровича\", - цитирует \"Украинская правда\" слова Николая Азарова, прозвучавшие на встрече президента с фракцией.

Сомневаться в справедливости подобной формулировки практически не приходится — вероятно, готовность занять именно такую роль вкупе с опытом государственного управления сделали кандидатуру Николая Яновича принципиально важной для главы государства. И работать министры начинают с получения установок от президента - чтобы никто не усомнился, кто в доме хозяин? С одной стороны, в этом есть и определенное удобство: если ни со стабильностью, ни с реформами не сложится, вину можно будет сразу переадресовывать на Банковую. С другой стороны, можно ожидать, что \"в зачет\" президенту пойдут разве что успехи, а ответственность за промахи все равно останется на той с любовью (если к коалиционному торгу последних недель можно применить это слово) подобранной команде \"крепких хозяйственников\", знакомство с составом которой местами вызывает бурные эмоции не только у оппозиции.

На первый взгляд, с 11 марта политическая ситуация получила основание для стабилизации: коалиция есть, правительство есть, а когда будут решены остальные кадровые вопросы, только и останется, что спасти страну. Но на горизонте намечаются тучи, причем имиджевыми потерями из-за принятия нужных, но не популярных решений, чего так опасается Владимир Литвин, дело не ограничится. Одной из проблем может стать оппозиция, правда в стане национал-демократов сейчас больше заняты выяснением того, которое меньшинство может претендовать за звание официального и, соответственно, на сопутствующие \"пряники\". Еще один фронт забот может обеспечить внутренняя неоднородность новой власти. С одной стороны, Партию регионов трудно назвать монолитом, и неизвестно, какие \"точечные\" головокружения от успехов могут сопровождать ее возвращение на первый политический план.

С другой стороны, коалицию, созданную с привлечением 16 анонимных \"тушек\" (задекларированный количественный состав большинства пока составляет 235 парламентариев, так что — арифметика получается несложная), трудно назвать образцом стабильности. Особенно, если фракции-доноры найдут способ лишить мандатов своих чересчур самостоятельных членов. Правда, среди победителей зреет уверенность в том, что \"стабильно-реформационный\" пример окажется заразителен. Но и в таком случае рано радоваться — на многое еще может повлиять предстоящее решение Конституционного суда. Возможно, именно обещание посоветоваться с КСУ повлияло на то, что пока Запад воспринимает спокойно то, что украинская оппозиция называет конституционным переворотом. Пока официальная версия, озвученная Анной Герман, гласит, что в случае неодобрения судьями парламентской самодеятельности, президент будет вынужден распустить Верховную раду. Такое решение выглядело бы наиболее логичным. Но, во-первых, вердикта суда еще нужно дождаться. Во-вторых, запуск перезагрузки — исключительное право президента (а не обязанность, как любили напоминать в Секретариате президента Виктора Ющенко). Народ, констатируют социологи, большей частью против пренебрежения Основным законом. Но в матче \"Законность против целесообразности\", к сожалению, уже открыла счет последняя. Иначе свежесобранная коалиция в нынешнем своей формате долго бы еще ждала, пока ее поприветствует туш.