\"Единая Россия\" одержит очередную победу

На модерации Отложенный

Едва ли можно ожидать, что выборы 14 марта пройдут без нарушений. Нарушения были и будут. Другое дело, что на них сейчас будут обращать особо пристальное внимание. Ведь оппозиционные партии рассчитывают на то, что слова президента Медведева – это не просто слова и что, соответственно, после выборов октября прошлого года, вызвавших множество скандалов, приказание президента о принятии мер по снижению уровня нарушений будут исполнены. Поэтому я уверен, что факты нарушений не просто будут учитываться, к ним будут привлекать общественное внимание все партии, участвующие в борьбе.

Но собирается ли «Единая Россия» так сильно подставляться, как это было в октябре 2009 года? Вопрос остается открытым. Мне думается, что какие-то уроки все-таки были ею извлечены из предыдущей кампании. Безусловно, административный ресурс будет использоваться, но откровенно грубую игру «Единая Россия» попытается не допустить.

Единственное, что вызывает опасения, деятельность новых губернаторов. Они-то со своей стороны считают, что «Единая Россия» должна получить в их регионах максимально возможные результаты, поскольку только так они смогут «отработать» свое назначение. И поскольку они люди новые, а губернаторы неопытные, то могут перегнуть палку, сработать как-то неумело и вызвать на себя огонь критики. Подобное может случиться, например, в Свердловской области, учитывая тот факт, что там дела «Единой России» и ранее были не блестящи, а новый губернатор Мишарин еще не имеет опыта управления избирательными кампаниями, но при этом является достаточно жестким чиновником, который понимает власть именно как выстраивание властной вертикали.

И здесь важна позиция самой «Единой России», тем более, что на выборах в муниципалитеты зачастую сражаются только представители ЕР. Подобные явления были более характерны для выборов, которые проходили один-два года назад, но проявляются и теперь. «Единая Россия» постаралась укрепить контроль за своими партийцами, угрожая, например, исключением из партии. Как следствие наметилось очевидное стремление решить судьбу выборов до самих выборов и договориться заранее о том, кто все-таки будет представлять «Единую Россию», нейтрализовав каким-то образом возможных внутрипартийных конкурентов. Но иногда из-за слабости оппозиции ЕР все-таки приходиться выпускать двух собственных кандидатов, имеющих равные шансы на победу.

* * *

Соответственно, если «Единая Россия» предоставит значимый повод, то вполне можно будет ожидать событий, подобных «думскому демаршу» оппозиции октября прошлого года. Впрочем, тогда были крайне очевидные нарушения, особенно в Москве. Кроме того, не были выполнены обязательства властей по отношению к некоторым партиям о прохождении их представителей в региональные законодательные собрания.

Нынешний «единый день голосования» проходит не в столь значительных регионах, как Москва.

Поэтому здесь самое главное – это понять, в каких регионах может возникнуть наиболее острый конфликт. Но пока столь яркой скандальной ситуации в регионах, пожалуй, не наблюдается. Поэтому едва ли стоит ожидать какой-либо особой скандальности от грядущих выборов. Единственное исключение – Свердловская область. Но там слишком слабы организации всех партий, как ЕР, так и оппозиционных. Поэтому вряд ли стоит ожидать появления там столь серьезных оснований для оспаривания результатов выборов, как это было в Москве. Едва ли в Свердловской области кто-то способен на столь активные политические действия и готов играть на обострение ситуации.

Однако будут ли «демарши» – это на самом деле более сложный вопрос, чем простое выяснение степени региональной конфликтогенности. Вряд ли второй раз будет повторено то, что уже было сделано один раз, учитывая, что, в общем-то, оппозиционные партии по итогам того демарша не столь уж многого и добились.

* * *

Пока развитие многопартийности остается сугубо декларативным. «Единая Россия» неизбежно получит во всех регионах большинство голосов. Но при этом каких-то радикальных, резких различий между долями голосов, полученных ею в различных регионах, тоже не будет. Во многом случится это потому, что в списке регионов, в которых будут проходить выборы, мало субъектов Федерации, где оппозиционные партии имели бы действительно сильные позиции. Поэтому методом исключения получается, что в данных регионах конкурировать с «Единой Россией» зачастую некому. Наиболее яркий случай – это, пожалуй, Ямало-Ненецкий округ, где партии как институт практически не функционируют, соответственно там просто не за кого голосовать, кроме «Единой России». Это крайний случай, но он во многом символический, потому что многие другие регионы тоже встраиваются в эту же линию.

Там, где протестные настроения населения выше среднего, например, в Республике Алтай, результат ЕР, конечно, будет поменьше, чем там, где такие настроения отсутствуют. Соответственно, в Республике Алтай у оппозиционных партий есть дополнительные возможности и потенциал для получения неплохих результатов. Большинство регионов находятся где-то посередине.

Если попытаться предсказать где та или иная оппозиционная партия получит относительно высокую поддержку населения, то нужно отметить следующее. Эсеры к мартовским выборам практически не усилили своих позиций ни в одном регионе. Разве что в Республике Алтай у них неплохая организация, способная чего-то добиться. У КПРФ есть явно провальные регионы, тот же Ямал и Свердловская область. В Воронежской же, Рязанской и Курганской областях у российских коммунистов еще с 1990-х годов достаточно устойчивые организации. Там у них больше шансов получить второе место.