Гаетан Тарантино: граффитисты не хулиганы

На модерации Отложенный

Он неоднократно избегал тюрьмы и штрафов. Он грезит и живёт граффити, а ещё он один из организаторов ежегодного конкурса граффити в Брюсселе. Как 32-летний уроженец Марселя украшает мрачные бельгийские окрестности, раскрашивая серый бетон в разные цвета?Жареный картофель, шоколад, пиво, статуя писающего мальчика и памятник Атому, который был построен для Экспо 58… Когда туристы приезжают в столицу ЕС, они сначала едят, а потом приступают к поиску пищи духовной. Брюссель можно смело назвать городом контрастов, например уличные фестивали здесь проходят прямо на территории жилых районов. А ещё здесь можно обнаружить множество стен, туннелей и колонн, покрытых удивительными граффити.

Больше чем просто разбрызгивание краски

Яркие цвета оживляют Брюссель, но есть странное противоречие между художниками, которые рисуют на стенах свои имена, и анонимными мастерами. Гаетан Тарантино (Gaëtan Tarantino), занимается граффити уже восемнадцать лет. Он развивал свой вкус к граффити с раннего возраста – рисунки на стенах он видел регулярно по дороге в школу. “Все те люди, подписи которых мы видим по всему городу, не зная, кто они… я хотел сделать точно также”, – говорит он. 32-летний самородок рассказывает о том, как протекал его творческий путь. Он начинал с рисования своего имени на стенах. Затем прогрессировал и стал рисовать более красочные изображения. Наконец он взялся за более интересное дело – начал рисовать уличные фрески. Постепенно узнал других художников-граффитистов, про которых говорит, что это “нормальные люди, а не хулиганы как вы думаете”.

Гаетан работал в сфере обслуживания кондиционных систем, а граффити для него было только хобби. Такое положение вещей вполне устраивало граффитиста. “Это не давало мне зацикливаться на вопросах самоидентификации”, – признаётся он. - “Я не должен был заставлять себя рисовать на стенах и никогда не извлекал из этого прибыль. Это занятие это всегда было мне в радость – это была моя страсть”. Сейчас у него есть возможность более-менее существовать за счёт своего искусства, но он предпочитает не наживаться на нём, а жить им. “Это самовыражение и образ жизни. Вы думаете графиити, вы едите граффити, во сне… или скорее, вместо того, чтобы спать, вы рисуете граффити”, – смеётся он. “Граффитист – это парень, который разбирается во всех видах граффити, будь то “flop” (быстрый, округленный стиль) или “bottom” (большое изображение от 10 до 60 метров высотой), и знают своё дело от и до.

На самом деле – это нечто большее, чем просто разбрызгивание краски из баллончика“.

Вне закона

Теперь, когда граффити стали артом, и выставляется в музеях и картинных галереях, его правовой статус стал особенно интересным вопросом. Разве рисунки на стенах однозначно вне закона? В своё время Тарантино с трудом избежал года тюремного заключения и огромного штрафа. После того как Комиссия по правам человека рассмотрела его дело, и он получил официальную амнистию от короля, Тарантино начал соблюдать закон. С тех пор он всегда получает разрешение прежде, чем приступить к работе над очередной стеной… или почти всегда! Он считает, что лучшим местом для граффити является улица. “Вы выходите, чтобы увидеть граффити, ведь оно само не придёт в вашу гостиную”. Он не бросает камень в огород своих коллег, которые сотрудничают с музеями, но действительно полагает, что такая работа должна выполнятся в строго определённых условиях.

В 2004, Тарантино основал организацию, которая организовывает художественные и социокультурные мероприятия. В начале сентября он будет координировать пятый выпуск “Брюссельского Граффити”. Ожидается, что в мероприятии примут участие около пятидесяти художников-самоучек из Бельгии и других стран мира, которые совместно примут участие в работе над гигантскими уличными фресками. Впервые подобное мероприятие прошло в 2006 году благодаря пожертвованиям частных фирм. Первым был перекрашен Брюссельский утренний рынок (MABRU); в последующих годах, художники преобразили станцию De Wand, которая стала частью крупнейшей в Европе фрески (5000 m2).

В прошлом году мероприятие пришлось отменить из-за недостатка финансирования. Это очень дорого – собрать 50 художников со всего мира на целую неделю и обеспечить их необходимыми материалами. Начиная с первого мероприятия, было “оживлено” 7000 m2 серого бетона. Для этого было использовано 22000 баллончиков краски в 2008. 6000 баллончиков краски было импортировано специально, поскольку во всей Бельгии не нашлось необходимого количества! В 2010 грандиозный эвент должен повториться, хотя до сих пор не известно, какая именно стена станет “полотном” для художников.