Общежитие как кошмар российского капитализма
Стыдно за государство и горько, что, как сообщили в новостях, один из ветеранов Победы, орденоносец 1945 года третью зиму живёт в железном контейнере. А что происходит в общежитиях не студенческих, а бывших заводских, где десятилетиями живут сотни людей? Почему они выходят на пикеты и митинги, чего требуют?
Об их проблемах, типичных для всех городов России, на примере общежитий города Кирова интервью с юристом, защитником бесправных граждан родного Отечества Евгением Кокоулиным.
- Что за ситуация в общежитиях города? Чьи они были прежде и стали сейчас?
- Конфликт вокруг собственности общежитий, статуса проживающих в них граждан возник в ходе передела собственности и насквозь обозначен противостоянием бедных и богатых, уничтожением в нашем обществе справедливости, причём не только для нашего города - для всей России.
В СССР многие предприятия города строили общежития, чтобы обеспечивать в варианте временного жилья молодых специалистов, прибывших из техникумов, институтов на работу. Тут жили и молодые рабочие после профессиональных училищ. Все они в порядке очереди, работая на предприятии, бесплатно получали квартиры, в общежития заселялись новые жильцы. Надо напомнить, предприятия обеспечивали проживающих мебелью, постельными принадлежностями, радио, телевизорами, в самих общежитиях работали душевые, столовые и буфеты с учётом дневных и ночных рабочих смен. Как видим, создавались хорошие условия для нормального человеческого быта трудящихся. Отмечу сразу, плата здесь была намного меньше, чем плата за отдельную квартиру.
После того, как предприятия вдруг все стали частными, новые частные собственники решили, что предприятия не только ничего не должны выпускать, а начали уничтожать сами предприятия, и в первую очередь они начали уничтожать общежития, детские садики, санатории, летние лагеря для детей, профтехучилища, где готовились специалисты разных профессий. Они отказались от приёма на работу специалистов с высшим образованием, инженеры при Ельцине уже обучались с перспективой в никуда.
В Кирове исторически сложилось так, что ряд микрорайонов города формировались вокруг предприятий. В чистом поле строился новый завод, и вблизи его - жилые дома, детские сады, школы, общежития, Дома культуры.
С общежитиями получилась интересная история: они оказались проданы в частную собственность. Превратились, таким образом, в доходные дома. Доходный дом - понятие хорошее, но если его до 1917 года построил купец на свои деньги - история одна, а когда общежитие в пять, в девять этажей стало частной собственностью за копейки - история другая. Тут сразу возник конфликт, социальный.
Бывшие общежития стали частными домами. Кто в то время, после 1991 года, жил в них, оказались в ловушке. Частники сами назначают плату за проживание в общежитии, городские тарифы здесь не действуют. Жильцы платить непомерные и необоснованные условиями быта счета отказываются. Получилось - эти дома не приносят никакой прибыли ни частникам, ни городу, потому что городская власть от них отказалась.
Люди, попавшие в ловушку, живут совершенно в невыносимых, скотских условиях. Общежития не ремонтируются в течении тридцати лет. Стены с обвалившейся штукатуркой, проржавевшие трубы для воды, закопченные общие кухни, страшные при отсутствии ремонта, ржавые туалеты с изломанными унитазами, отсутствие горячей воды. Уникальное явление - туалет для всех сразу, и мужчин и женщин, с двумя дверями с обеих сторон.
За все эти мерзкие условия нечеловеческой жизни присвоившие бывшие общежития требуют оплату в 9 тысяч рублей за комнату, когда оплата двухкомнатной отдельной квартиры для семьи, попавшей в хорошие бытовые условия, - примерно 3 тысячи рублей.
Здесь не Москва, где 9 тысяч - мелочь, скажу о заработках в Кирове. Представим учительницу, зарабатывающую всего 4 тысячи рублей. Бывшую заводскую медсестру с таким же заработком. Токаря, слесаря, не зарабатывающих больше семи, восьми тысяч. Но буржуев её заработок не интересует.
Все жильцы - люди, рассчитывавшие, не без оснований, что они когда-то переселятся в нормальные дома с отдельными квартирами. В городе есть и обычная очередь на получение квартиры, и льготная, но они не движутся никак.
К счастью, жильцы общежитий оказались политически активными, они проявили готовность бороться за свои права. Начали подавать в суды, выходить на митинги, перекрывать улицы.
- Основная проблема жильцов общежитий - высокая оплата?
- Кроме ужасных бытовых условий - да. Невозможно платить оплату, назначенную частными собственниками по своему желанию, не по городским тарифам. За жильё - проще в такое поселить телят или поросят.
Есть большое сомнение в том, что насколько законна была продажа этих домов и - по каким ценам. Фактически они приобретались за копейки. Тогда государство всячески поддерживало и поощряло избавление предприятий от социальных объектов, сообщалось - новые собственники проведут ремонты, будут новые, сверкающие интерьерами общежития, полностью благоустроенные. На деле получились многоэтажные бараки. С обозлёнными людьми, замученными необоснованными поборами и вымогательствами. Со злыми частными собственниками, не знающими, как извлечь доход. Их доход получается только от того, что они сдают первые этажи в аренду под разные магазинчики.
Поучилось - обуза и для жильцов, и для самих частных собственников.
- Почему городская власть не забирает эти общежития в свою собственность?
- По большому счёту - нет политического решения. Сейчас тема возвращения бывшей госсобственности обсуждается, в том числе в отношении ряда предприятий, организаций, объектов недвижимости. Если мы внимательно с точки зрения Закона, действовавшего тогда и действующего сейчас, оценим все приватизационные сделки, начиная с продажи какого-нибудь магазинчика и заканчивая норильским комбинатом, то можно лишить всех собственников права владения данных объектов собственности. Потому что обнаружится нарушение законности. Нарушались конкретные законы для осуществления программы приватизации.
Сейчас многие забыли, что А.Чубайс обозначил две цели приватизации. Первая - обретение эффективного собственника, начинающего модернизацию производства. Второе - извлечение для государственной казны огромных доходов, что позволит их вложить в организацию нового производства, развитие новых технологий. На деле мы этого не увидели, не узнали.
Положение с общежитиями, на мой взгляд, стать может первым камушком, способным пробить затор на пути развития России в целом и её экономики. Здесь и политическая, и экономическая проблема. Если признать, что сделки по приобретению общежитий в частную собственность были незаконные, то по цепочке такими же можно будет признать более крупные объекты: заводы, комбинаты. Поэтому для государства проблема общежитий - проблема политическая.
- Неужели у чиновников городской власти самой власти недостаточно, чтобы забрать общежития в городскую собственность и создать их жильцам нормальные условия и для жизни, и для оплаты коммунальных услуг? Чтобы они начали платить реальную плату, а не взятую с потолка? Заниженную, ведь общежитие - не квартира.
- Совершенно верно, разница в оплате должна быть. Но парадокс состоит в том, что городская администрация Кирова, напротив, наводит тень за плетень. Они предлагают жителям общежитий подавать в суд, а им в помощь - студентов юристов.
- Что смогут граждане добиться через суд?
- Если честно - ничего не смогут добиться. Просто предлагается некая дорожка, как у Райкина было - запустим им дурочку, - здесь то же самое. Жителям общежитий предлагается путь, на самом деле ни к чему не ведущий. Вместо принятия нужного управленческого решения с целью заботы о людях. А единственный путь - юридический пересмотр законности сделок. Перевод общежитий из частного жилья в муниципальное. А тем частникам, влезшим в незаконную аферу, посоветовать заниматься другими толковыми и честными делами. Другое дело, что многие из них не хотят и не могут, но тут их личная проблема, не отражаемая их жестокостью на судьбах сотен и сотен семей.
Люди не должны страдать оттого, что кто-то не может получить дохода другим путём, кроме как мошенническим.
- А кто сейчас живёт в общежитиях? Там есть и семьи?
- Даже не знаю, с чем связано - очень много многодетных семей. Нормальные, здоровые семьи, не какие-то алкоголики. Живут в самых худших условиях, потому что там оказались в период развала страны и разворовывания госсобственности. Очень много людей образованных, они на своих прежних предприятиях были ведущими специалистами. Сейчас они работают на предприятии два-три дня в неделю, а не полный рабочий день, что влияет на их заработок в сторону понижения.
Что они видят в бытовой жизни? Постоянное отключение воды, пожароопасная электропроводка, плюс совершенно хамское отношение к себе со стороны владельцев, частников. На входе вывешиваются объявления, делающие режим лагеря для уголовников, - никого нельзя приглашать в гости, вход после такого-то времени запрещён даже жильцам общежития, пошёл в театр - опоздал - ночуй на улице и прочие пакости, оскорбляющие взрослых людей. У нас никто не имеет права диктовать взрослому человеку, как он может жить, как должен жить. А тут - хамское вмешательство в личные жизни.
Собственнику ото всех жильцов нужно одно - дайте мне деньги и хоть помирайте. Его больше ничего не интересует.
С точки зрения нормального бизнеса собственник в данном случае влез в сферу деятельности, не могущую приносить доходы. Но - возникает естественная реакция униженных. Неоднократно проходили митинги, пикеты, причём реакция со стороны власти очень жёсткая, а именно - составление протоколов, якобы протесты людей не законные, прессование с помощью милиции.
- Они обращались к местному губернатору?
- Да. Люди защищают последний край своей обороны, им некуда деваться. Их приглашает и глава города, и губернатор, и вроде бы ведутся с ними беседы на тему поиска выхода их кошмара. Но - получается диалог ни о чём, административного решения - итогом - нет. Всё упирается в «священное» право частной собственности.
- А гражданин для города - не священен? Жизни сотен семей на данной территории государства чиновники сделать достойной не смогут никогда? Но разве не должно этим заниматься государство, обеспечивая, в первую очередь, достойную жизнь собственных граждан?
- Что мы видим, то и говорим. И говорим не о фантастике, а о фактах реальной жизни.
Комментарии
Пока народ нуждается в самом главном, он послушен.
Надо собрать всех чиновников и поселить в общежития, в коммуналки и пусть они там живут. Возможно начнут понимать каково на собственной шкуре.А то из элитных домов не видна ужасная жизнь простого народа. Вот сейчас подумал, такое ощущение, что мы до сих пор живём в состоянии революции, или войны. Когда люди ютились по общежитиям, да коммуналкам. Жилья строится в Москве очень много, но не для народа. А для тех, у кого есть деньги и неважно откуда они, русские, не русские. Неважно, главное чтобы были деньги! Вот собственно лицо власти на сегодняшний день. А зачем им заботится о нас с вами, мы им кто? Ответ-мы им быдло!