Ельцин не позволил себе расшатать власть Путина

На модерации Отложенный

Татьяна Юмашева впервые объяснила молчание своего отца Бориса Ельцина после ухода в отставку. По ее словам, несмотря на некоторые разногласия с действующим президентом, Ельцин не позволял себе вмешиваться, чтобы не расшатывать власть. Это версия отличается от той, которую ранее озвучивал Михаил Касьянов, – о том, что Ельцина держали как птицу в золотой клетке.

Единственная причина молчания Бориса Ельцина после отставки с поста президента России заключалась в его твердом намерении не расшатывать власть действующего президента, даже если они имели расхождения в политических взглядах. Именно этим дочь первого президента России Татьяна Юмашева объясняет тот факт, что Борис Ельцин, уйдя в отставку, не выражал публично свою точку зрения на многие события, которые происходили в России.

«Папа думал, что неправильно ему публично выступать. Он считал это вредным для страны, вредным для власти, вредным для нового президента. Это расшатывает президентскую власть. Бывший президент не имеет права комментировать шаги нового президента. Это была его твердая позиция», – пишет Юмашева в своем блоге.

Максимум, что мог позволить себе Ельцин, – это один на один высказывать свою позицию новому президенту. И только от последнего зависело, последовать совету бывшего главы государства или нет. По словам Татьяны Юмашевой, встречи Владимира Путина и Ельцина, изначально случавшиеся регулярно, со временем стали происходить все реже, и Ельцин все меньше пытался высказывать свое мнение о политике действующего президента. «Он понимал, что в этом нет необходимости, его советы несильно востребованы», – отмечает она.

«Выстраданный» преемник

Дочь Ельцина напоминает, что ее отец лично назвал Путина кандидатом в президенты. Тот был человеком его команды, «его личным проектом», тщательно планируемым, «выстраданным» и реализованным, пишет Юмашева. Борис Ельцин ни на секунду не сомневался, что в 2000 году будет выбран именно тот, кого он назовет своим преемником, и до конца жизни считал верным свое решение выдвинуть в 1999 году именно Владимира Путина.

Юмашева также опровергает ранее высказывавшиеся, в частности Михаилом Касьяновым, предположения о том, что Борис Ельцин якобы остерегался публично выступать со своим мнением, так как считал, что Путин может как-то жестко отреагировать, отомстить, что это может повредить ему и его родным семье. «Папа не то что в таких терминах не мыслил, он бы посчитал такие глупости оскорбительными для него и для нового президента», – заявляет Юмашева.

Золотая клетка для президента

О том, что Бориса Ельцина после отставки «держали под колпаком» спецслужбы, Михаил Касьянов рассказал в своей книге «Без Путина», написанной в соавторстве с журналистом Евгением Киселевым.

Экс-премьер поддерживал неформальные, дружеские отношения с первым президентом – об этом писал и сам Ельцин в своих мемуарах «Президентский марафон».

Касьянов утверждал, что после того, как пост главы государства занял Путин, Ельцин оказался в «золотой клетке» в качестве пленника. В частности, он рассказывал Касьянову, что его телефоны прослушивают, и советовал ему и самому быть настороже и регулярно менять телефоны.

Касьянов также обращал внимание на тот факт, что в первое время после отставки Ельцин часто встречался с министрами и оставался в курсе ситуации в стране. Это, по словам Касьянова, закончилось тогда, когда Путин попросил его как главу правительства передать министрам больше не ездить к Ельцину, сославшись на то, что подобное общение тревожит Бориса Николаевича, а это опасно для его больного сердца. «По форме это была вежливая просьба, но по сути приказ: больше никому к Ельцину не ездить. После этой \"просьбы\" к нему, кроме меня и Волошина, фактически никто уже не ездил», – пишет Касьянов. Так, по его мнению, Ельцина отстранили даже от косвенного участия в политике.

Критика в себе

Касьянов также отмечает, что Ельцин разочаровался в своем преемнике. «Ведь он понимал, что все возложенное им на алтарь построения демократического общества разрушается тем человеком, чей приход во власть он сам обеспечил. Обмануться в человеке для него было очень тяжело», – пишет он в книге.

Сам Ельцин однажды открыто выразил недовольство решением Путина восстановить сталинский гимн. Еще один раз, осенью 2004 года, Ельцин дал понять, что считает отмену прямых всенародных выборов губернаторов противоречащей Конституции. Однако сделал это в весьма осторожных выражениях. Но в целом Ельцин никогда не позволял себе критиковать действия своего преемника на посту.

Уйти и не мешать

Ельцин и сам давал объяснение своему молчанию. В «Президентском марафоне», который он написал в 2000 году, после отставки, он объясняет: «Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы, те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти».

«Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории, – писал Ельцин. – Полгода еще держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать? Зачем ждать еще полгода? Нет, это не по мне! Не по моему характеру!»

Борис Николаевич Ельцин скончался 23 апреля 2007 года.