На Западе стали говорить о разделе Украины

На модерации Отложенный

Очевидно, что результаты выборов следует рассматривать как внешнеполитический успех Кремля. Похоже, что Россия получила государство-сателлит у своих южных границ – вряд ли российское руководство или г-н Янукович станут рисковать в попытке включить Украину в Россию, пишет Итан Бергер (Ethan S. Burger) в Open Democracy, Великобритания.

С другой стороны, украинцы, испытывающие опасения по поводу будущего страны, могут подумать над ее разделом. Это будет сложно и может вызвать нестабильность. Будет особенно сложно решить, где именно разделить страну. Но альтернативы могут быть хуже.

Для тех украинцев, которые рассматривают перспективу возобновленного подчинения Москве с отвращением, это даст возможность создать новое государство, более отвечающее их чаяниям. Эта идея может даже найти поддержку российского правительства. Ее можно будет провести в жизнь через референдум, контролируемый ОБСЕ.

Международные границы часто произвольны и, со временем, никогда не постоянны. Хотя они могут отражать топографию земель, чаще всего они являются результатом политического каприза или использования военной силы. Во многих странах существуют различия между разными регионами внутри границ. Но границы имеют реальные последствия для истории, языка, национальности, политики и религии. Возможно, именно поэтому украинское законодательство запрещает двойное гражданство, чтобы не дать этническим русским ослабить украинскую независимость и осуществить воссоединение с Россией.



Прошло примерно 18 лет с развала Советского Союза и повторного появления украинского государства. Несмотря на утверждения многочисленных официальных заявлений, опросов общественного мнения и социологических исследований, Украина так до конца и не решила свою проблему с национальной принадлежностью. Текущая ситуация имеет определенные параллели с Югославией в 1970-80х годах. Тогда, к огорчению федерального правительства, больше людей считали себя боснийцами, хорватами, черногорцами, сербами и словенцами, чем югославами. Хотя сохранение Югославии оказалось несостоятельным, неспособность найти политическое решение привела к непостижимому насилию, смертям и разрушению.

В недавней истории есть и прецеденты успешного разделения. В 1993 году Чехословакия мирно разделилась на Чехию и Словакию. Сегодня каждая из стран проводит свой собственный курс, одновременно двигаясь в одном политическом направлении. В Чехии проживает небольшое словацкое меньшинство, в то время как в Словакии живет небольшое венгерское меньшинство. Все три страны – Чехия, Венгрия и Словакия – являются членами ЕС и НАТО.

И, наконец, что не менее важно, для Запада может оказаться проще оказать поддержку Украине меньшего размера, чье правительство привержено целям западного развития.

Итан Бергер уже более 20 лет следит за событиями в Советском Союзе и его государствах-преемниках. Он является адъюнкт-профессором Правового центра Джорджтауновского университета.