Антон Иваницкий: Преодолей гомофобию
На модерации
Отложенный
В России пройдет «Неделя против гомофобии». Культурно-просветительские мероприятия, которые состоятся в нескольких городах нашей необъятной страны с 5 по 11 апреля, организованы ЛГБТ-сетью. В Москве их проведет инициативная группа «Радужная ассоциация». «Неделя» — важный шаг в процессе, при котором общество должно научиться принимать сексуальные меньшинства, а меньшинства — сами себя.
Оговорюсь. Речь не идет о тех людях, которые, позиционируя себя гей-активистами, почему-то говорят от лица всего сообщества и навязчиво требуют одного — гей-парада. Я до сих пор не пойму: идеалисты эти люди или провокаторы. Какие-то гомосексуалы за гей-парад, другие — против. Но этим «активистам» удалось подпортить имидж и тех, и других. Проблемы ЛГБТ-сообщества не исчерпываются проведением гей-парада, а, возможно, и вообще касаются его в последнюю очередь.
«Неделя против гомофобии» в Москве состоит из публичной дискуссии, просмотра и обсуждения социального фильма, семинара об искусстве, правозащитного семинара, нескольких мероприятий, направленных на борьбу с распространением ВИЧ-инфекции, обсуждения научных исследований по гомосексуальности. Никакой политики, никаких дебошей.
Определимся в терминах. ЛГБТ — международная аббревиатура, означающая «лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры». То есть первые три слова касаются сексуальной ориентации человека, последние — гендерной идентичности.
Понятие «гомофобия» слишком широко. Если исходить из греческого языка, его можно расшифровать как «страх перед себе подобными», и это определение весьма актуально для некоторых представителей ЛГБТ-сообщества. Однако термин пришел к нам вовсе не из Древней Греции, а из американского таблоида Screw, который в 1969 году так назвал боязнь гетеросексуальных мужчин, что их примут за геев. В наше время, когда говорят о гомофобии, подразумевают, скорее, не столько страх, сколько ненависть к геям, лесбиянкам и бисексуалам. Нелюбовь к трансгендерам или боязнь их описывают обычно словом «трансфобия».
Ненавидеть или опасаться людей любой другой традиционной сексуальной ориентации (а список традиционных ориентаций вовсе не исчерпывается гетеросексуальностью) столь же нелепо, сколь брезговать, скажем, сероглазыми или кареглазыми людьми. Вот есть такая особенность у человека и все тут. Не можете полюбить сероглазого — ну и не надо. Только зачем же его бить, ненавидеть, унижать или дискриминировать за это?
Психологи отчаянно спорят, что лежит в основе страха-ненависти по отношению к ЛГБТ. Эти споры, безусловно, любопытны. Однако психология не мой конек. Зато моя компетенция — стереотипы. В одной колонке, конечно, невозможно разобраться со всей бездной предубеждений. Рассмотрим всего лишь три стереотипа. При публичных обсуждениях вопросов, связанных с гомосексуальностью и гей-активизмом, чаще всего, по-моему, встречаются именно они.
Стереотип № 1. Сексуальная ориентация — исключительно вопрос постели.
Сексуальная ориентация не исчерпывается постельными предпочтениями. Без связи Пушкина с Анной Петровной Керн не было бы «Я помню чудное мгновение». По этой же логике — без гомосексуальных предпочтений Микеланджело не было бы Давида. Теннесси Уильямс не сумел бы создать глубокий психологизм образа Брика в «Кошке на раскаленной крыше». Рудольф Нуриев (он же Нуреев), возможно, не совершил бы революцию в мужском балете. А российская литература лишилась бы небольшого, но яркого пласта лесбийских стихотворных образов.
Список творцов можно продолжать до бесконечности. Но — понятное дело — не каждый человек — творец. Что дает обществу знание о том, что некий Вася живет с неким Пашей?
Вася и Паша — полноценные члены общества и полноценные граждане страны. Если Паша заболевает, у Васи должно быть такое же право навещать его в больнице, как и у родственников. Если Паша исчезает, он должен при обращении в милицию иметь столько же прав, сколько мама Паши или его супруга. Если Васю или Пашу бьют гопники за то, что они геи, это должно классифицироваться как преступление из ненависти, то есть как если бы их били за то, что они таджики. И так далее. По-моему, это очевидно.
Васе и Паше, конечно, сложно признаться в своей сексуальной ориентации, особенно если они не вращаются в богемной среде. Наверное, им должны помочь те, кто вращается. Наверное, им должны помочь те, кто достиг успехов в творческой деятельности. От политиков как самого консервативного элемента, наверное, подобных признаний ждать глупо (впрочем, рано или поздно и от них дождемся). Но вот какая любопытная вещь сложилась в современном российском культурном пространстве.
Некая девушка поет о том, как другая девушка дарила ей розы. «Темой» пронизано все ее творчество. Но встать однажды перед телекамерой и сказать: «Я лесбиянка»,— она не может. Сказать, чтобы поддержать таких же девушек, которые живут, например, в глубокой провинции и которые вынуждены выходить замуж и терпеть нелюбимого. Чтобы они знали, что они не одни. Чтобы они знали, что их кумиры о них помнят. Почему блистательный актер может устроить публичный скандал своему любовнику, но боится признаться в том, что он гей? Что ему лично угрожает? В его среде его ориентация — секрет Полишинеля.
Все это отдает таким же ханжеством и чушью, как, например, заявления некоторых известных людей о том, что благотворительность должна быть тайной.
Да выйди и объяви: «Вот я артист. Я публичный человек. Я звезда. Ты ржешь на моих концертах. Под мое имя переведи деньги этому детскому дому, или тому фонду по защите животных, или этой организации по борьбе с ВИЧ». Звезды, хватит играть в эту убогую умильность! Окажите реальную помощь, как это делают, например, Чулпан Хаматова и Дина Корзун.
Стереотип № 2. Гомосексуальность — причуда богемы и творческих людей. Они не представляют все российское общество, а оно в целом еще не готово к западному либерализму.
Богемная и творческая среды наиболее либеральные. Тамошним обитателям меньше или вовсе не приходится таиться. Конечно, в современной Москве открытым геям безопаснее на Никитском бульваре, чем в Южном Бутово. Но западные успехи гей-активизма обязаны прежде всего левому, рабочему, марксистскому движению. В Англии именно лорды и пэры, выпускники закрытых школ, где гомосексуальное поведение было весьма распространено, были инициаторами и поборниками законов, направленных против геев. Отмены законов добились докеры и коренные жители Ист-Энда. В России с официальной дискриминацией по признаку ориентации распрощались благодаря Октябрьской революции. Правда, позже ее вернул Сталин.
Хотя бы по той самой причине, что соответствующие законы в России безболезненно были отменены через несколько лет после того, как их только ввели в Англии, можно говорить о склонности к либерализму нашего общества. Были ли массовые протесты в новой России после изъятия из УК статьи за мужеложство? Нет. Значит, надежда есть.
Никакое общество само по себе не меняется. Правом голоса женщины в некоторых странах начали обладать не в силу естественного развития этого самого общества. Их наделила этим правом небольшая группа суфражисток. Над которыми смеялись. Которых считали бессмысленными идеалистками. Которых презирали другие дамы, выросшие в викторианских традициях. Потом эти дамы, кстати, с удовольствием начали голосовать.
Немыслимо представить себе, чтоб в нынешней России все мужчины начали бить жен раз в неделю, женщины не получали бы систематического образования, а евреев оттеснили бы за черту оседлости. То же самое произойдет и с гей-правами.
Недавно я стал свидетелем того, как охранник отказал во входе человеку в московский бар, специализирующийся на роме, потому что посетитель «нерусский». Вот прямо так и сказал: «Ты нерусский. Меня шеф уволит, если увидит в баре нерусских». Я, конечно, устроил бешеный скандал. Какие-то люди меня поддержали. Было приятно, что люди готовы в открытую выступить против расизма и национализма. Надеюсь, что где-то, кого в ту же ночь не пустили куда-то как гея, тоже случился подобный скандал.
Стереотип № 3. Не нужна пропаганда гомосексуальности.
Что такое пропаганда гомосексуальности? Что вы, произносящие эти слова, имеете в виду? Пропаганду стиля жизни гомосексуалов (еще одно смешное словосочетание)? Так нет никакого единого стиля жизни. Кто-то в ожидании единственной любви живет целибатно. Кто-то окунулся с головой в промискуитет. Другие обрели крепкие семейные узы. Все по-разному. Все столь же разнообразно, сколь и у гетеросексуалов.
Столь же разнообразно и выглядят геи и лесбиянки. Это я обращаюсь к тем, кто вдруг решил, что при виде не скрывающих гомосексуальной ориентации звезд мужчины начнут красить губы или носить чулки. Кому-то присущи так называемые манеры, другим — нет, кто-то из геев выглядит более женственно, кто-то, как Жан Маре (кстати, как-то заявивший, что он благодарен Богу за свою гомосексуальность).
Да и какая вообще разница, как предпочитает выглядеть человек. Проведите эксперимент, мужчины: накиньте на себя боа. Что изменится-то в вашей сущности?
Если под пропагандой гомосексуальности имеется в виду смена сексуальной ориентации от просмотра телепередач с участием, например, Элтона Джона или лицезрения гей-парада, то такой ход мыслей — тотальная чушь. В противном случае, в каком-нибудь Кельне, где регулярно этот гей-парад проводится, местное население все бы стало гомосексуалами. А после просмотра «Основного инстинкта» с Шэрон Стоун, напротив, гомосексуалов в мире бы не осталось. Кстати, Стоун — известный борец за права геев и лесбиянок.
***
Несколько лет назад я написал колонку о том, что борьба с гомофобией — это борьба с фашизмом. Я писал, что быть gay friendly не значит быть геем, но значит быть свободолюбивым. Так же как не быть антисемитом не означает быть евреем. Из того факта, что британская авиакомпания размещает свою рекламу на гей-параде, нельзя сделать вывод, что она предпочитает «голубых» и «розовых» пассажиров. Этой рекламой она привлечет и гетеросексуальных европейцев, для которых свобода — самый главный критерий выбора.
Вполне ожидаемо, та колонка не осталась без внимания маргинальных граждан. Меня обзывали и тем нехорошим словом, которым обычно обзывают геев, и какой-то там подстилкой, кто-то даже предложил сообща меня избить у редакции.
Маргинальные вы мои, запомните: как нас учит история, всегда побеждают аболиционисты. Вы же предстаете перед вечностью посмешищем. И «Неделя против гомофобии» станет свидетельством того, что свободы в нашей любимой стране будет на один грамм больше.
Комментарии
повбывав бы!
и ещё: с каких это пор, человек который терпеть не может гомиков- маргинал?
Получается мы, нормальное большинство, некультурные и непросвещенные.
Куда деваться после этого ее близким? Детям, в частности? Про мужа, который ее любил, молчу. Повесится?
Все потому, что ей так надо - ну и жила бы молча "страдалица" вместе с такой же "страдалицей" - кто бы что сказал - две одинокие стареющие подружки, мужиков в стране мало, этим не хватило. Так нет - им надо выпятить свои отклонения, превратив их в исключительные достоинства. Ибо других зачастую нет.
Никто о великом человеке не кричит на каждом углу - ах, он гетеросексуал!!! Потому, наверное, что и среди великих и талантливых людей с нормальной ориентацией большинство. Что и радует.