Израильско-украинский олигарх впервые \"раскрылся\"
На модерации
Отложенный
Израильский гражданин и один из крупнейших бизнесменов Украины рассказал, почему рад победе Януковича и не доверяет Тимошенко, с которой ранее делал бизнес. По его же словам, Израиль должен изменить, наконец, подход к бизнесменам-евреям, и тогда сюда \"потекут\" огромные деньги... Бизнесмен, начинавший свою карьеру шахтером, сегодня является акционером ряда угольно-перерабатывающих предприятий и металлургических заводов в Украине и России. В последние годы он создал телекоммуникационные компании, ставшие пионерами в Украине по внедрению сотовой связи 3-го поколения. 49-летний Вадим Шульман, входящий в сотню самых богатых предпринимателей Украины, дал эксклюзивное интервью порталу IzRus.
Как Вы оцениваете итоги президентских выборов в Украине?
Считаю избрание Януковича положительным шагом. Я знаю его лично. Если в 2004 году я голосовал за Ющенко, то последующие пять лет стали годами разочарования. О Викторе Януковиче могу сказать: я очень мало видел людей, которые имеют способность со временем обучаться и становиться лучше. Янукович вдумывается, он делает выводы из прошлого – это ценное качество, которого не хватало Ющенко. При этом я благодарен ушедшему президенту за то, что в Украине есть демократия не на словах, а на деле. Прошедшие годы были испытанием для нашей демократии. Если бы победила Тимошенко, это был бы разворот от демократии.
Откуда столь пессимистичная оценка Юлии Тимошенко?
Я её знаю лучше других – уже 18 лет, мы знакомы по Днепропетровску, где вместе делали бизнес. У неё очень хорошее качество - работоспособность, но плохое качество – она не слышит никого, кроме себя. И это большая беда. Демократией тут и не пахнет. А Янукович тонко улавливает нужные вещи.
А хватит ли у нового президента возможностей для выхода Украины из кризиса? Не будет ли он лидером только Востока страны?
Думаю, что Янукович не станет президентом только \"Донецкой республики\", он будет президентом всей Украины. Он очень хочет объединить всю страну. Конечно, после всего, что было за последние пять лет, это будет сложно, но я полагаю, у него хватит сил. Я считаю, что сегодня Украине угрожает развал страны. Пять лет назад ни за что в такое не поверил бы, но сейчас мы очень близки к развалу. Тут нужен объединяющий политик, а Тимошенко, к сожалению, не такая. Она любит побеждать, но нужно уметь и достойно проигрывать.
Ваша оценка процесса отмены виз Израиля с Украиной?
Либерман продвигает безвизовый режим, а его ругают: мол, это увеличит приток проституток. Но этим (организацией трафика женщин) в Украине занимаются в том числе сами израильтяне. Поэтому работать надо среди своего общества, а не мешать притоку туризма и доходов от него.
К каким израильским политикам Вы относитесь наиболее комплиментарно?
Мне наиболее симпатичны Биньямин Нетаниягу и Авигдор Либерман. Я разделяю их взгляды на то, что Государство Израиль должно быть сильным. Другого языка на Ближнем Востоке не понимают. Невозможно разговаривать с людьми, которые взрывают. Сначала их надо уничтожить, этих радикальных исламистов, а потом вести диалог с теми, кто настроен на разговор. Сегодня я не вижу никого в Палестине, кто был бы настроен на конструктивный диалог.
Наши читатели могут сказать: \"Ему легко, находясь за рубежом, призывать Израиль быть сильным\"...
Наверное, есть доля истины в этих словах. Но я прожил в Израиле достаточно много времени. У меня здесь пожилые родители. И можете не сомневаться: если нужно, я сюда приеду, и буду защищать эту страну. У меня нет другого паспорта, кроме израильского – нет даже украинского. Я считаю, что политика Израиля пагубна по отношению к израильтянам за границей – ведь они несут частицу еврейства, усиливают страну, у Израиля появляется больше лоббистов за рубежом. Надо уважать живущих за границей.
Почему крупнейшие олигархи-евреи Украины, зачастую имея израильское гражданство, предпочитают помогать местным синагогам и общинам, не поддерживая проекты в Израиле и не работая с миллионной аудиторией русскоязычных израильтян?
Тут - большая ошибка самого Израиля. Все выходцы из СНГ, имеющие капиталы, считаются здесь людьми с грязными деньгами. Они воспринимаются как криминальные элементы. Но нельзя по двум-трем людям судить обо всех. Мои друзья и партнёры, Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, действительно много делают в Украине – строят Музей Холокоста, общинный центр \"Менора\" в Днепропетровске, они также делают вложения в религиозные проекты, как в Украине, так и в Израиле. Они чувствуют, что в таких проектах раввины не будут спрашивать о чистоте их денег, хотя они могут доказать эту чистоту. А в Израиле это будет первым вопросом.
Что нужно изменить, чтобы богатые евреи из стран СНГ активнее помогали Израилю?
Я предложил бы проект закона по привлечению еврейских капиталов из-за границы. Почему богатые евреи не могут держать деньги в Израиле? Почему они должны платить налоги на те деньги, которые заработаны за рубежом? Всё дело в том, что государство сразу хочет забрать себе налоги – и причем не 10-12 процентов, а гораздо больше. Если бы такой закон был принят, то огромные суммы потекли бы в Израиль. Когда-то у Биби был такой законопроект, но воплотит ли он его в жизнь сейчас, я не знаю.
Насколько часто Вы бываете в Израиле? Где Ваше основное место проживания?
Сейчас мы с дочками, которых я воспитываю один, переехали в Монако. Но каждый месяц мы приезжаем в Израиль, который всю жизнь для меня является домом. Младшие дочки-близняшки сейчас учатся на гиюр, им преподаёт раввин-хабадник из Монако. Они свободно владеют английским, французским и чуть меньше - русским, а старшая – вдобавок ещё ивритом, испанским и арабским. Ей 16 лет, но она уже мечтает идти в израильскую разведку, занимается израильским боевым искусством \"крав-мага\".
Когда будет завершен ваш благотворительный проект возведения синагоги в Кривом Роге?
Должны закончить перед праздником Рош ха-Шана. На открытии будет петь выдающийся оперный исполнитель Паата Бурчуладзе. Синагогу в моем родном Кривом Роге разрушили в 1932 году, и я строю её в память о дедушке, который воевал ещё в отрядах еврейской самообороны и гонялся за бандами Григорьева в гражданскую войну. В 1967-м дедушка сидел возле приемника и слушал \"Голоса\". Мне тогда было семь лет, и я не понимал, почему дед так переживает за Израиль. И к еврейству меня приобщил именно дедушка. Поэтому синагогу я хочу назвать его именем.
Комментарии