Как в России все поссорились

На модерации Отложенный

Общая нервозная обстановка – следствие ситуации, сложившейся в политике: конфликты между группами влияния, тандемократия, коррумпированность и безнаказанность становятся слишком опасными

Конец февраля выдался эмоционально насыщенным. Провал российского спорта на Олимпиаде в Ванкувере дал толчок выплеску тем негативным эмоциям, которые уже давно бродят в разных слоях общества.

Оказалось, что и с президентом, и с премьер-министром можно публично спорить, прямо или завуалировано обвиняя их в дилетантстве или владении «неправильной» информацией. Ярких прецедентов было два: Виталий Мутко ответил Дмитрию Медведеву, а Михаил Прохоров – Владимиру Путину. Пожалуй, значение обеих полемик переоценить сложно. В первом случае за словами министра спорта читалось раздражение, каким учитель награждает зарвавшегося ученика: мол, от горшка два вершка… Второй более показателен. Бизнесмен осмелился не просто возразить Владимиру Путину, но и намекнуть, что его окружение не владеет информацией. И это уже очень серьезно.

Владимир Потанин, которого премьер также помянул недобрым словом в своей «обличительной речи», не стал отвечать, понимая, что в преддверии нового витка борьбы за «Норникель» ему нет резона ссориться с главой правительства. Самонадеянность Михаила Прохорова в данной ситуации может привести к весьма нетривиальным последствиям, тем более, что в перспективе он может оказаться весьма уязвим из-за некоторых проектов (вроде покупки американского баскетбольного клуба и недостаточно яркого выступления биатлонистов в Ванкувере).



Очень созвучна с этими препирательствами истерия, которая сейчас разворачивается вокруг проигранной Олимпиады. Эта кампания уже живет по своим собственным законам, отдаляясь все дальше от ее непосредственного предмета. Критика становится самоцелью, и все постепенно начинает сводиться к самой любимой российской народной игре – поиску виноватых. И опыт предыдущих подобных кампаний позволяет быть уверенными, что этим все и закончится. Опять будет создана видимость решения проблемы. На самом деле, она будет загнана в угол и благополучно забыта. За примерами далеко ходить не надо. Модернизация и инновации. О них не говорит только ленивый. Термины появились в различных программах, без них не обходится ни одна речь чиновников. А движения нет, потому что вокруг этих терминов идет гораздо более увлекательная игра – игра во власть: кто откусит больший пирог влияния и денег, а кто у него от этого куска сможет отщипнуть. По крайней мере, именно так выглядит создание комиссии по инновациям в правительстве при уже существующей комиссии по модернизации при президенте. Запутанность бюджетных отношений позволяет этим в общем-то параллельным структурам бороться за бюджетные суммы, которые выделяются на все, что связано с модернизацией.