Лариса Лазутина: «Отставка чиновников нам не нужна»

На модерации Отложенный

Олимпийская чемпионка по лыжным гонка рассказала в интервью GZT.RU о непрофессиональном походе к Олимпиаде, о бессмысленности увольнения чиновников и о том, что для успешно подготовки к Сочи, надо было начинать работать еще вчера.

Лыжная сборная России стала одним из главных разочарований и приятных сюрпризов Олимпиады в Ванкувере. Если дистанционщики провалили все свои гонки, довольствуясь одной деревянной медалью (четвертым местом) Александра Легкова, то спринтеры, напротив, не остались без наград ни в одном из их розыгрышей. О том, почему выступление нашей сборной стало таким неоднозначным, и что вообще творится в российском лыжном спорте GZT.RU рассказала легендарная лыжница Лариса Лазутина, ныне депутат Московской областной Думы.

- Лыжники вас больше разочаровали или порадовали?

- Молодое поколение очень хорошо себя проявило, очень дерзко. Но мне очень приятно, что у нас подрастает молодое поколение. Немного не повезло нашим ребятам. Четвертое место Легкова могло быть призовым, но он все-таки нездоровым бежал. И это настораживает, потому что профессионал должен чувствовать свой организм более тонко. Я считаю, что это его личное упущение. Он был в хорошей форме, и, видимо, где-то не пожалел себя. Во всяком случае, это не профессиональный подход. А у девчонок мне, конечно, обидно, что не получилось хорошо выступить у дистанционщиц. Зато Коростелева и Хазова порадовали медалью в спринте. Почему не получилось у наших в Ванкувере, сейчас тяжело сказать. Об этом надо было еще на прошлом чемпионате мира думать. Все показали то, что могли показать на сегодняшний день. Ничего нового мы не увидели. Мы хотели и надеялись на них, но не получилось. Очень жаль.

- Из молодых кого считаете самыми перспективными?

- Из молодых я надеюсь именно на Ирину Хазову. Я думаю, что она просто перегорела. На первой 10-километровой гонке она могла проявить себя более ярко. Эта девочка с хорошим характером, хорошей функциональной подготовкой. Я считаю, что если она справится со своими эмоциями, у нее будет светлое будущее. У мужчин почти вся сборная молодая. У них никого нет преклонного возраста. Это молодые, талантливые спортсмены. Я надеюсь, что в дальнейшем они продолжат свой путь, и докажут нам, что они умеют добиваться своих целей.

- Почему, на ваш взгляд, дистанционщики выступили намного слабее спринтеров?

- Сейчас идет общий провал. У нас лыжный спорт развивался всегда волнообразно: то женщины лучше выступают, то мужчины. Но сейчас произошел такой спад, о котором надо думать не только тренерам и спортсменам, но и функционерам. Если честно, я считаю, что не в этих ребятах дело, а в общей системе. У нас нет хороших, современных лыжных трасс. Ребята, когда приезжают домой, попадают совсем в другие условия. Все самое лучшее находится за рубежом. У нас большая проблема также в юниорском спорте. Если у юношей еще есть медали, у девушек полный провал. Поэтому проблема комплексная, и отнюдь не сегодняшнего дня. Просто после Олимпиады бомба взорволась. Приехали из Ванкувера, и вспомнили про спорт. А надо обратиться к школам, потому что первые наши тренеры идут в школы, набирают детей, с которыми потом работают.

Эта система развалена. Чтобы все это восстановить, нужно время. А зачем менять верхушку спортивных функционеров, мне не понятно. Это ничего не решит. Почему-то никто не хочет идти на мороз, тренировать детей? Все хотят занять только высокие посты. Когда начнут говорить, что все хотят тренировать детей, тогда я пойму, что что-то у нас изменилось. Пока я этого не слышу.

- Значит, вы считаете, что состав наших лыжников был оптимальный?

- Что у нас сейчас есть — то есть. Мы пока другим не разжились. Надо беречь то, что у нас есть, уметь заряжать этих спортсменов, с ними работать, создавать для них условия.

- То есть о тренерском просчете с пиком формы говорить не стоит?

- Наверное, нет. Я знаю, что многие заболели. Может быть, при переезде, может быть, еще где-то. А возможно, просто подходили к соревнованиям в слишком хорошей форме. Когда спортсмен находится на пике формы, у него всегда иммунитет понижен. Поэтому многие были простужены: Легков, Завьялова, Коростелева. Где-то не уберегли себя, и это повлияло на результат.

- Есть ли смысл сейчас менять тренеров?

- Я считаю, что нет. Тренеры у нас вполне хорошие. Эти люди отработали в спорте многие годы. Но надо также набирать молодых специалистов для создания альтернативных команд. Раньше всегда так было. Пусть это будут небольшие составы, но от этого точно будет польза. Можно менять составы в течение сезона на разных этапах Кубка мира, чтобы обкатывать большее число лыжников. Эти группы должны бороться между собой, как это было со спринтерской группой Юрия Каминского, в которой выросли олимпийский чемпион и призеры Олимпиады.

- Вы считаете, что такого результата спринтеры добились благодаря Каминскому?

- Это не только его заслуга, потому что ему создали условия те же функционеры. Они поняли, что мы начали проигрывать в спринтах, и была разумно создана эта группа в рамках сборной команды. Появилась здоровая атмосфера и конкуренция. Необходимо то же самое сделать и у дистанционщиков. Тот же состав людей просто разделить, поставить двух тренеров, и пусть они работают.

- К Сочи мы успеем поднять команду?

- Не знаю. Четыре года — это очень мало. В лыжном спорте не бывает так, что пришел, и сразу побежал. Но в принципе, я думаю, что можно создать ровную команду. Кто не рискует, тот не пьет шампанского. А вообще, нужно просто работать.

- Состав останется примерно тем же?

- Да, может быть уйдут пару человек по возрасту. Но основной костяк останется, и надо работать очень жестко и уже завтра. Вернее надо было начинать работать уже вчера.

- Как вы думаете, отставка чиновников сейчас что-то даст?

- А вы верите в это? Лично мне уже не до смеха. Мне бы хотелось, чтобы не было отставки чиновников. У нас почему-то всегда крайних сразу ищут вместо того, чтобы покопаться в себе