Россия: от дефолта к самодовольству
На модерации
Отложенный
Это заявление, прозвучавшее на российском рынке капитала, запомнилось надолго. В августе 1998 года, когда в России было объявлено о девальвации рубля и дефолте по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте, один западный банкир вне себя от ярости заявил, что он «скорее съест ядерные отходы», чем когда-либо еще будет иметь дело с российским долгом. Теперь, спустя двенадцать лет, России можно простить мальчишечье бахвальство в связи со значительным повышением рейтинга рынка ценных бумаг, финансовой устойчивости и кредитоспособности, затрагивающих ряд крупнейших мировых экономических держав – с переводом их из категории развивающихся рынков в категорию развитых.
В отличие от предыдущих кризисов, связанных с внутренним долгом, когда дефолты суверенных государств были ограничены рамками развивающихся рынков с большим риском неплатежеспособности, теперь сразу несколько западных стран, имеющих рейтинг надежности А, столкнулись с неустойчивой ситуацией, касающейся их внутреннего долга, хотя дефолт в данном случае и маловероятен.
Не так давно «PIMCO» - самый крупный фонд в мире, занимающийся облигациями – включил некоторые страны Западной Европы и Соединенные Штаты в список стран, которые, по мнению руководства Фонда, подвержены наибольшему финансовому риску при выходе из продолжительного периода уменьшения использования долгового финансирования.
Позиция «PIMCO» созвучна результатам исследований, проведенным международной консалтинговой компанией, специализирующейся на решении задач связанных со стратегическим управлением McKinsey в отношении долга и использования заемного капитала в десяти развитых странах Запада и в четырех странах с развивающейся рыночной экономикой. В исследовании указывается на 32 случая уменьшения использования долгового финансирования после выхода страны из финансового кризиса, главным образом благодаря принятию мер жесткой экономии, что приводило к сокращению объемов валового внутреннего продукта на срок от двух до трех лет. Не приходится удивляться тому, что возможность уменьшения использования долгового финансирования (и соответственно связанного с мерами жесткой экономии ухудшения показателей экономического развития) в четырех странах с развивающейся рыночной экономикой – в Бразилии, Российской Федерации, Индии и КНР - существенно ниже. Уровень использования заемного капитала в этих странах намного ниже, чем в развитых странах Запада.
С точки зрения возможностей для уменьшения доли заемного капитала положение России лучше, чем у четырнадцати стран, фигурирующих в проведенном компанией McKinsey исследовании. Соотношение долга к ВВП у РФ составляет только 71 процент, что в два раза ниже, чему у Бразилии и КНР и составляет 25 процентов от соответствующего показателя экономически развитых стран. Положение России выглядит особенно успешным с точки зрения государственного долга, учитывая, что данный параметр в настоящее время является главным критерием на рынках ценных бумаг. По прогнозам американского банка JPMorgan, государственный долг РФ к концу текущего года не превысит показателя в 8 процентов от ВВП. Для сравнения, в Греции аналогичный показатель составляет 122 процента, во Франции – 86 процентов. По прогнозам аналитиков этого банка, к концу текущего года дефицит государственного бюджета РФ будет составлять порядка 4,5 процентов ВВП, что составит одну треть от аналогичного показателя Греции и Великобритании и примерно половину - от показателя Испании и Португалии.
При уровне задолженности населения, находящейся на уровне лишь 10 процентов от ВВП, для государства и частных потребителей имеется значительное поле для маневра по увеличению своих потребностей в заимствованиях, не создающих угрозы для финансовой стабильности государства, что является одним из долгосрочных стимулов и залогов увеличения экономического роста в России. При уровне инфляции, не выходящей за рамки однозначной цифры, на протяжении достаточно длительного устойчивого периода развития экономики, можно говорить о том, что финансовый кризис 2008 года, хотя и нанесший сильный удар по экономике России, проложит путь к дальнейшему, еще более сбалансированному экономическому росту, обусловленному внутренними факторами. Кредиты станут более доступными, и, наконец, в стране появится долгожданная возможность инвестирования в инфраструктурные объекты.
Обладая высокой платежеспособностью, сравнимой со многими другими развитыми в экономическом отношении державами, и не связанная при этом с необходимостью уменьшения доли заемного капитала в структуре государственного долга и задолженности населения, Россия обладает необходимым финансовым потенциалом для того, чтобы стать одной из ведущих экономик мира в ближайшие несколько лет. В стране находятся одни из богатейших в мире запасов природных ископаемых, а также самый крупный потребительский рынок среди европейских стран с переходной экономикой. По сведениям банка «УралСиб» финансовые средства, выделяемые странам Европы с переходной экономикой, уже начали перераспределяться в Россию.
Самым слабым местом российской экономики – и разразившийся в мире финансовый кризис это наглядно продемонстрировал – является ее чрезмерная зависимость от экспорта сырья. То, что благополучие национальной экономики почти всецело зависит от экспорта нефти и газа лишь усиливает опасения многих иностранных инвесторов, связанных с рисками инвестиций в экономику страны. Несмотря на ее достаточно сильные макроэкономические показатели и огромный потенциал для роста, руководство западных инвестиционных фондов и отдельные иностранные инвесторы по-прежнему полагают, что вкладывать деньги в экономику России опасно. Вполне понятно и то, что многих потенциальных инвесторов уже не первый год отпугивает и своеобразное понимание российскими властями принципа примата закона.
И все же налицо явные признаки того, что восприятие России иностранными инвесторами, вскоре может измениться. В том случае, если в текущем году ВВП в стране достигнет уровня четырех процентов, как это прогнозируют Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Россия сможет стать среди крупных европейских держав страной с самым высоким показателем ежегодного роста ВВП. В мире, где экономическое и финансовое положение стран становится все более относительным критерием, учитывая тяжелые последствия замедления роста показателей экономического развития в большинстве стран, отличные показатели роста российской экономики, помноженные на ее высокий рейтинг кредитоспособности и финансовой устойчивости, могут дать исключительно успешные результаты. На фоне неутешительных прогнозов на 2010 год для всех крупных мировых экономических держав, эти факторы могут привести к резкому увеличению спроса на российские активы.
Комментарии