IKEA в России подкупала и шпионила

На модерации Отложенный

Компания собирала информацию о российских политиках и предпринимателях, собираясь шантажировать и дискредитировать их.

Утром деньги — вечером стулья

Скандал с мебельным гигантом IKEA получил неожиданное развитие. Подобного, пожалуй, еще не случалось с «иностранцами в России» - а тем более столь солидными: этот концерн со штаб-квартирой в Голландии является крупнейшим российским инвестором.

В руки шведских журналистов попали секретные документы, которые и приоткрыли тайну поразительной удачливости «самой моральной» компании Европы, декларирующей честное ведение дел, свободу от коррупции, заботу о природе и многое другое, столь же милое сердцу современного покупателя недорогой добротной продукции.

В прошлую пятницу сотрудники шведской «Экспрессен» проинформировали руководство концерна о том, что через несколько часов опубликуют «бомбу» - доказательства того, что топ-менеджеры IKEA в России попустительствовали взяткодательству со стороны своего субподрядчика. «Барашек в бумажке» предназначался неким представителям российских властей, подписавшим фиктивный акт о приемке электрооборудования, установленного уже давно, по неутвержденному проекту в питерском торговом комплексе IKEA «Мега Парнас». Заниматься согласованием на уровне проекта мебельщикам было недосуг: нужно было любой ценой открыть Центр в намеченные сроки и начать продавать стулья. Так и продавали, три года эксплуатируя «Мегу» по подложному разрешению. Кстати, дело было, как оказалось, не только в формальностях. Выяснилось, что вся система электрообеспечения была установлена турецкой компанией-генподрядчиком неправильно, оборудование было просто опасно для жизни.

Уже через несколько часов после обнаружения «верховным» руководством концерна утечки закрытой информации в прессу оба проштрафившихся начальника (Пер Кауфманн, гендиректор IKEA в России, и Стефан Гросс, руководитель IKEA Mos, дочерней компании, занимающейся российской недвижимостью концерна) были уволены. Однако остановить волну разоблачений было уже нельзя. Вчера, в воскресенье, Европа в полном шоке перечитывала опубликованные в «Экспрессен» документы, изумляющие своим цинизмом. Оказывается, расширяясь на российском рынке и приглядывая, где бы еще что «меблировать», компания нацелилась на ведение поистине подрывной деятельности.

Дорогие гости, не надоели ли вам хозяева?

«Мебельный гигант разрабатывал операцию по сбору информации о российских предпринимателях и высокопоставленных политиках, а также планировал их шантаж и дискредитацию», - сообщает «Экспрессен». Фактов, подтверждающих такой вывод, хватает. Вот один из них.

Торговый комплекс московской IKEA «Мега Теплый стан» является крупнейшим в Европе. Продажи в нем дошли в прошлом году почти до миллиарда евро. Тем не менее, руководство российским отделением концерна в погоне за сверхприбылями решило еще больше его расширить. Но ни о каком строительстве нельзя говорить, пока не решится затяжной спор: часть земли, на которой раскинулся комплекс, принадлежит российской компании «Масштаб», которая предложила IKEA эти площади выкупить. Мебельщики отказались, и дело было передано в суд. Возникла реальная угроза потери не только надежды на расширение, но и части уже существующих помещений. В столь напряженной битве за светлое будущее российская «дочка» гиганта, IKEA Mos, решила, как пишет «Экспрессен», хорошенько надавить на владельца драгоценной земли — Вадима Мошковича, являющегося не только бизнесменом, но и членом Совета Федерации. В секретном «руководстве к действию», ставшим достоянием гласности, предлагается в преддверии суда использовать небезызвестные «грязные игры». Вот что предлагалось сделать сотрудникам IKEA в России: «Проверить источники дохода Мошкевича для выяснения его слабых сторон; собрать досье на российских юристов и чиновников, занимающихся судебным делом по Теплому стану; связаться с органами федеральной милиции, чтобы установить, в чем уязвим Мошкович; осторожно изучить, пользуясь источниками в милиции и спецслужбах, возможности шантажа Мошковича», и т.п.

Еще один вопиющий пример - «самарский конфликт». В городе на Волге тоже была построена «Мега», и здесь также возникли проблемы с получением разрешения на эксплуатацию сооружений. В секретном докладе, подготовленном на имя ныне «свежеуволенного» Стефана Гросса, перечисляются главные враги IKEA в российской глубинке: «губернатор Самарской области Владимир Артяков и его жена Татьяна Артякова, которая является конкурентом, поскольку вовлечена в строительный бизнес» и «глава городского округа Самара Виктор Тархов, владеющий группой компаний FOM, специализирующейся среди прочего на торговле мебелью». Согласно IKEA Mos, Тархов, например, «является бывшим представителем организованной преступности, сохранившим свои связи в преступном мире». В списке методов борьбы с «врагами», изложенном еще в одной секретной инструкции, есть, например, такие указания: «...изучить возможные слабости городских и региональных чиновников, занимающихся IKEA, выяснить круг их экономических интересов, их слабые стороны и возможность привлечения к сотрудничеству на основе взаимных интересов; осторожно установить контакты с парламентариями, источниками в милиции и правительственной администрации в Москве; склонить их к оказанию поддержки».

Выход на новые рынки — всегда сложный путь, и пройти его «не поступившись принципами» тяжело. Тем не менее, еще прошедшим летом 83-летний Ингвар Кампрад, один из богатейших людей планеты и основатель концерна IKEA, продолжающий контролировать его работу, публично заявлял по радио: «Мы не даем взяток, мы никогда так не делали». Увы - «непорочный старт» концерна в нашей стране обернулся скандалом. Что и говорить, жаль, ведь магазины этой компании быстро прибрели популярность у россиян, покоренных веселым энергичным слоганом «Есть идея? Есть IKEA!» Как выясняется, идеи у IKEА не всегда гениальны.

IKEA была обманута?

Как сообщают шведские СМИ, концерн IKEA несет миллиардные убытки из-за грабительских контрактов, подписанных ныне уволенными высшими руководителями компании. Российская дочерняя компания мебельного гиганта IKEA Mos, занимающаяся ее недвижимостью в России, задолжала энергетическому предприятию целых семь млрд. шведских крон. Об этой гигантской сумме материнская компания Ingka Holding узнала лишь в январе. узнали о невероятной величине долга, как свидетельствуют источники Expressen.

20 января 2009 года главный юрист IKEA Кристер Турдсон встретился в головном офисе IKEA в Лейдене, Голландия, с представителями Diligence International, британской фирмы, занимающейся расследованиями. Diligence получила задание, не афишируя этого, провести расследование в отношении российской компании ISM и ее владельцев. Целью операции было выяснить, имеются ли шансы у IKEA избежать оплаты гигантского счета, выставленного ISM.

Среди прочих документов о «трагедии IKEA» называется факс на английском, текст которого гласил следующее: «Представляется, что руководители среднего звена сообщали искаженную и неполную информацию обо всех обстоятельствах. Это показывает, что наши проблемы – внутреннего характера, и что имеет место сокрытие данных».

Кампрад и его ближайшие высокопоставленные сотрудники начали срочное расследование.

По информации шведов, IKEA Mos в течение ряда лет пользовалась примерно сотней дизель-генераторов марки Novelec, взятых напрокат у компании ISM для эксплуатации в двух больших торговых центрах IKEA в Санкт-Петербурге.

Когда прокатная стоимость достигла слишком больших величин, тогдашний высший руководитель IKEA Mos Пер Кауфманн договорился с ISM о снижении текущей ежемесячной платы за генераторы до 20%. Счета по оставшимся 80% выплат накапливались, но мало кто знал об этом растущем долге.

Кауфманн также подписал дорогостоящий контракт с ISM, означавший, что IKEA Mos должна платить арендную плату за генераторы даже тогда, когда они не использовались.

В результате возле обоих торговых центров IKEA в Петербурге сегодня стоит порядка сотни отключенных генераторов, которые обходятся в пять миллионов крон в день.



1 июля 2008 года руководство компании начало операцию под кодовым названием Schumaher, направленную на прекращение выплаты арендной платы ISM. С этого момента IKEA Mos ежемесячно теряет 153 миллиона шведских крон.

По всей видимости IKEA будет трудно отказаться от выплаты многомиллиардного долга.

Об этом стало известно главному юристу концерна Кристеру Турдсону 9 ноября прошлого года, когда Diligence представила свой заключительный доклад.

Как свидетельствуют внутренние документы IKEA, убытки IKEA Mos в этом году, как ожидается, достигнут 667 миллионов крон.

Многие говорят о том, что российское руководство IKEA было обмануто, пойдя на поводу у «плохих советчиков», порекомендовавших заключить «грабительский» договор. Как бы то ни было, шведский «деловой кодекс» не допускает подобных методов ведения бизнеса, а тем более сокрытия истинного положения дел от центрального руководства.

«Русский сон»

IKEA пришла в Россию в 2000 году, в марте начал работу первый комплекс.

«Уже в 2000 году, когда был построен первый магазин в Москве, началось дело о дизельных генераторах и дизельном топливе, - писала Svenska Dagbladet 3 октября 2009 года - За 44 дня до официального открытия IKEA связалась с Мосэнерго, чей представитель потребовал взятку за продолжение снабжения центра электричеством. Однако мебельному предприятию удалось уйти от конфликта, взяв в аренду два больших генератора и самостоятельно обеспечив себя энергией. За несколько дней до открытия от Мосэнерго было получено обещание подключить IKEA к своим мощностям. Впредь мебельный гигант решил проявлять осторожность и всегда с тех пор при постройке новых магазинов имел генераторы в качестве альтернативы. Однако в Санкт-Петербурге скандал все-таки грянул. В 2006 году был заключен контракт на аренду генераторов». Цена аренды оказалась неоправданно-высокой (в три раза выше обычной). Когда мебельщики прервали в одностороннем порядке контракт с «альтернативными энергетиками», то в качестве основания выдвинули обвинение в том, что договор был коррупционным уже при его заключении, но суд определил, что IKEA следует платить неустойку партнеру.

Не так давно в Швеции вышла книга «Правда об IKEA» Юхана Стенебу, который проработал в руководстве этого предприятия 20 лет. «Я помню, как было принято решение о выходе на российский рынок, - рассказывает он. - Все произошло как во сне. Вернее, даже не не ”как”, а в прямом смысле под мирный храп сотрудников. Все началось поздним летом в конце 90-х. До этого шеф концерна Андерс Муберг попросил меня проверить, нельзя ли нам начать бизнес в России. Естественно, перед этим Ингвар Кампрад уже сам проработал вопрос и считал, что это великолепная идея. Я несколько раз съездил в Россию, посмотрел, как там функционирует наш маленький филиал, который работал по каталогам. Я составил служебную записку о рисках и возможностях в этой стране, где незадолго до этого мафия обжулила нас на целую лесопилку. Все в России еще было в изношенном и полуразрушенном состоянии, многим заправляля мафия и олигархи. Свободно перемещаться по Москве без риска для жизни было невозможно. Почти все были против того, чтобы идти в Россию, считая, что это будут потерянные инвестиции, но при этом говорили шефу Мубергу: ”Если ты этого хочешь, Андерс, мы тебя поддержим”. Речь шла о многих миллионах крон. И вот, наконец, собрание руководства. На дворе жарило палящее солнце, в комнатах было невозможно дышать. На сквознячке, на стульях спали два старейших члена правления и три сына Кампрада. Несмотря на их храп, я сумел дочититать свой анализ, в котором были представлены преимущества и риски ”похода на Россию”. Два бодрствующих члена правления выступили с возражениями. Кампрад задал пару вопросов. К голосованию проснулась спящая компания и дружно проголосовала ”за”. Ответственнейшее решение было принято, Кампрад выглядел очень довольным.

… Сейчас Россия представляется большой черной дырой. Миллиарды закачиваются туда - и ничего не возвращается обратно. За последние годы были приложены такие усилия, что неудачи в России воспринимаются практически как закон жизни: там нельзя зарабатывать деньги, там можно только терять».

В то же время, в интервью КП Юхан Стенебу говорил о том, что российский рынок притягателен и перспективен, что работать там интересно, а жители нашей страны являются «показательными покупателями», точно чувствующими веяния моды, способными оценить находки дизайнеров и обладающими очень хорошим вкусом. Работники IKEA отмечают и то, что в российских торговых центрах ощущается прекрасная атмосфера и именно россиян «икеевцы» стараются чаще радовать «сюрпризами». «Возможно, мы ощущаем родственность менталитетов. По крайней мере в людях, которых мы здесь встречаем, есть что-то знакомое, словно давно забытое», - сказал один из шведов, работающих в Санкт-Петербурге.

ЗА

Welcome to Russia

Эта история мне напомнила старинную российскую забаву «встреть иностранца». Эдакую смесь радушного гостеприимства и веселого садизма, когда пришельца сначала мучают русской баней под крики «Терпи, Джон, щас русским мужиком станешь!», потом его отпускают «на волю» для испытания русской водкой... И в конце концов у бездыханного тела произносится коронная фраза: «Не, все-таки хилый народ эти (предположим) шведы...»

Так и маются у нас европейцы, пытаясь понять, как к загадочной Руси приспособиться и дела при этом делать? Автоматически грешить, как мы, не могут - традиции не те. На Западе их приучили к законопослушности, а излечиться от этого недуга не так-то просто.

Наши чиновники европейских бизнесменов давно изучили: большинство - вредный, жадный и, главное, занудный народ. Не платят они обычно взятки - запрещено им, бедолагам...

Но вода камень точит. Вот шведы все-таки прошли «русификацию», без которой в России не то что гипермагазин, киоск овощной не построишь. Завтра, глядишь, англичане перестанут упрямиться...

В общем, «Welcome to Russia!», господа иностранные инвесторы. А то мы, россияне, своих чиновников одни не прокормим...

Владимир ВОРСОБИН

ПРОТИВ

У IKEA есть идея? Шантаж чиновника!

К иностранным инвесторам, приходящим в Россию, мы привычно относимся с сочувствием. Рисковые и отчаянные, однако, ребята, коль решились вложиться в Россию с ее жадной бюрократией...

Но это стереотипное чувство легко опровергла IKEA, подтвердив, что компания - большая выдумщица не только по части дизайна шкафов. Ее топ-менеджмент в России придумал изощренный способ давления на российских бизнесменов и чиновников: собирать на них досье и шантажировать, «понуждая к миру», заставляя выполнять свои требования. Ай да акулы капитализма! Мы привыкли считать свою бюрократию сплошь взяточниками, а иностранцев - априори святошами. Но на поверку, когда дело пахнет сверхприбылью, святых нет?..

Лариса КАФТАН

Информационное сообщение

В связи с распространением в СМИ информации со ссылкой на шведскую газету «Expressen» о коррупционном скандале вокруг концерна IKEA сообщаем следующее.

Упомянутый в шведской газете так называемый «секретный» доклад, подготовленный на имя уволенного в связи с этим скандалом руководителя дочерней компании IKEA Моs Стефана Гросса, содержит, по сведениям издания, планы компании по сбору информации о российских предпринимателях и высокопоставленных чиновниках с целью дальнейшей их дискредитации и шантажа.

В частности, по информации газеты, в этом докладе отмечается, что супруга Губернатора Самарской области Татьяна Артякова якобы связана со строительным бизнесом.

Официально заявляем, что Татьяна Владимировна Артякова не занимается строительным бизнесом, равно как и иными видами предпринимательской деятельности.

Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Самарской области

Эль Фаннинг фото