Люди... заживо погребенные под снегом

Сотни семей псковичей из разных уголков области сегодня ждут спасения от властей.

Сугробы отрезали их от внешнего мира. Без еды и без права на медицинскую помощь, люди с ужасом встречают каждый божий день. Подтверждение тому – многочисленные обращения в «КурьерЪ».

– Помогите! Родители живут в деревне Грыжово (Новосокольнический район), – позвонила в «КурьерЪ» Нина Михайловна, пенсионерка из Новоржевского района. – Мне до них не добраться, а от дороги своими силами 5 километров не расчистишь. Они там без еды, без хлеба. Уже месяц на блинах живут, сухари едят (благо, насушили)… Мать не ходит. Отец, ветеран войны, год назад перенес инсульт, всю правую сторону парализовало. Мы выходили его, сейчас только речь плохая. Отец не просит ничего. Только бы дорога была…

Кушать нечего…

«КурьерЪ» тут же позвонил старикам. Пара долгих гудков и, наконец, хриплое «Алло!». Михаил Игнатьевич на наши вопросы повторял лишь: «Нам кушать нечего…» Рядом подтверждала его слова 81-летняя супруга Валентина Степановна.

Как оказалось, последний раз к людям 81-летний инвалид войны выходил месяц назад, тогда на своей «Ниве» он смог пробраться до сельсовета. Дочь-пенсионерка на перекладных, наняв трактор, привозила еду. «Погребенные под снегом», супруги Макаровы звонили в волостную администрацию. Но там один ответ: то солярки нет, то трактора…

В администрации Горожанской волости мы застали бухгалтера. Та подтвердила, что звонки от стариков были. Так как своей техники в волости нет, за помощью обращаются в колхоз (в декабре было перечислено 50 тысяч рублей). Чтобы расчистить дорогу к ветерану войны, нужно литров 100 солярки, а бюджет не резиновый. Потом добавила, что старикам давно предлагали переехать в центр волости, купили бы себе жилье, пенсия-то, чай, не маленькая.

Без комментариев…

Ни сном...

Далее «КурьерЪ» обратился напрямую к главе Новосокольнического района.

– Да вы что?! Я об этом в первый раз слышу, - недоумевал Виталий СОЛОВЬЕВ. – Перезвоните. Я уточню.

На следующее утро Виталий Николаевич отрапортовал: «Сегодня дорогу расчистят. Мы приняли меры. Бульдозер половину пути прошел, закончилась солярка. Вот-вот продолжат расчистку. Это, конечно, разгильдяйство со стороны волости. Если жители с таким сталкиваются, пусть выходят на меня лично (тел. 2-22-31). Делов-то».

В тот день вечером инвалид Великой Отечественной войны плакал в трубку и неустанно повторял: «Спасибо, дочка, спасибо…»

Как оказалось, проблемы Новосокольников – это еще цветочки. В Печорском районе, где народ живет по хуторам, хоть «караул» кричи.

Спасибо немцам

– За 15 лет, что живу в Рысево (8 километров от Печор), ни одна техника к нам не заходила, – рассказал «Курьеру» Анатолий РЕДЬКИН. – Бывает, отловишь трактор, денег дашь, только так и спасешься. В 2006 году дом сгорел, 4 пожарные машины не смогли проехать, застряли в сугробах. Меня с ожогами в больницу доставили. Зять-десантник вытащил через сугробы на своих плечах. Дом сгорел дотла. «Похоронка» к соседям тоже не добралась. Всем миром расчищали тропинку лопатами.

В километре от Анатолия Петровича живет 87-летний старик.

С палкой в руке и рюкзаком на спине он всякий раз, чтобы купить хлеба, пробирается по немецкой тропе-узкоколейке, по которой фрицы снаряды возили. Километра три до асфальта по пояс в снегу и оттуда еще километра четыре до магазина (в поселке Майский). И так каждую неделю.

На лыжах

– Я уже 20 лет живу с одной почкой, – говорит Николай ЯШКИН, житель соседнего хутора Булатово. – Иногда такие боли, что без «скорой» не обойтись. Но до нас не доехать. Я готов на лыжи вставать и до дороги ползти, чтобы врачи укол сделали.

Что там про хутора говорить, если «скорая», по словам печорян, застревает на улицах райцентра. Даже спасателей вызывали...

– Кто смог, вывез на санях родственников в Печоры, – продолжает Николай Васильевич. – Я свою 80-летнюю мать отправил к дочери. Недавно трактор до монастырской пасеки дорогу расчистил, а до нас всего-то километр был. Когда мы позвонили чиновникам, те отругали. Мол, нужно было самим ловить. Кто ж знал?

С кого спрос?

Судя по всему, не бросают людей лишь… почтальоны.

– Хожу в спортивном костюме по пояс в снегу, – призналась «Курьеру» почтальон Татьяна Ивановна, обслуживающая хутора вокруг Печор последние лет пять. – А что делать? Куда же я их брошу?.. Наши старики никому не нужны.

Связаться с главой городского поселения Печоры Натальей БАТОВОЙ нам так и не удалось. Глава администрации Печорского района Федор КОХАНОВ переадресовал нас к первому заму Валентине ПАВЛОВОЙ.

Она-то и пояснила, что все претензии – к волостям: засыпанные снегом дороги находятся на балансе поселений (под этот баланс ещё бы денег толком выдавали, – ред). Именно поселения и должны их содержать. В содержание входит, в том числе, и очистка от снега. Как-то влиять или контролировать глав поселений районные чиновники якобы права не имеют (спрашивать должны... жители). Все замечания, озвученные на районных планерках, носят лишь рекомендательный характер.

А мы... к прокурору

Получается, что району до своих жителей дела нет? Мол, не чистят в поселениях дороги, с глав поселений и спрашивайте. Нет денег у них? Вопросы – не к нам. Нет техники? Пусть с частниками договариваются… Более отзывчиво выслушали «КурьерЪ» в местной прокуратуре.

– Пусть обращаются напрямую к нам, – посоветовал Артем МАЙОРОВ, прокурор Печорского района. – Люди имеют полное право на то, чтобы к их деревням дороги чистили. Как правило, мы находим взаимопонимание с местными властями быстро, проблемы решаются в течение дня. Недавно на личном приеме граждане пожаловались на состояние улиц в самих Печорах. В результате дороги расчистили.

P.S.

– А у нас, в Новоржевском районе, даже если в деревне один человек живет, туда автолавка не перестает ездить, – поделилась с «Курьером» Нина Михайловна, дочь ветерана войны Михаила Игнатьевича (ему освободили путь на прошлой неделе). – И дорогу расчистят всегда.

Выходит, где-то эту проблему власти решают? Но где-то и нет. Невольно напрашивается вопрос: а сколько по области вообще таких вот забытых Богом деревень и хуторов? Сколько «отрезано» от внешнего мира «ненужных» стариков и знают ли об этом районные чиновники?