В Китае восстанавливают статуи Мао
На модерации
Отложенный
В Китае восстанавливают снесенные в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века статуи Мао Цзэдуна, снова популярными становятся фаянсовые бюстики и небольшие барельефы «великого кормчего». Многие китайцы и ныне почитают скончавшегося в 1976 году лидера как божество, несущее процветание и охраняющее от злых сил, хотя с его правлением были связаны и такие пагубные затеи, как «Большой скачок» /1958-1963/.
Направленный на быстрое превращение Китая из аграрной страны в современное коммунистическое общество, этот политико-экономический курс «обернулся голодом, унесшим жизни десятков миллионов людей», признает газета «Чайна дейли». Особенно много статуй Мао было воздвигнуто в период «великой пролетарской культурной революции» /1966-1976/, когда их наличие свидетельствовало о политической лояльности данного учебного заведения или промышленного предприятия. После окончания «культурной революции» статуи Мао стали потихоньку убирать.
Кое-где статуи Мао, закопанные в землю, извлекают обратно и заново устанавливают на пьедесталы. Так поступили в 2003 году на одном из заводов в Харбине. «Статуи Мао - это искусство.
Они олицетворяют культурные и художественные стандарты, понимание общественного творчества своего времени. Можно сказать, что они являются культурными реликвиями, а не политическими объектами. Они - часть истории, и не нужно их убирать из общественных мест», - считает художественный критик Бао Кунь. Стали появляться и новенькие статуи, производство которых обернулось прибыльным бизнесом для гранильных и камнерезных предприятий. Администрация медицинского училища в городе Чунцине установила на территории учебного заведения 40-тонный монумент из нержавейки, полагая, что «великий кормчий» высотой двадцать с лишним метров /включая 16-метровый постамент/ может подать будущим китайским эскулапам прекрасный пример бескорыстного служения народу. «Монумент этот - не вызов публике, а образец, с которым можно сверять свою жизнь», - заявил один из создателей чунцинского «стального Мао». В другом китайском городе - Писяне - решили установить статую Мао в детском садике. «В конце концов Мао был великим человеком. Ну кого можно поставить рядом с ним в китайской истории?», - задаются риторическим вопросом инициаторы этой идеи.
Комментарии
Мысль о мирном прогрессе угнетала Мао. Неугомонный боевой предводитель, поэт-воин, он жаждал действий, жестоких действий, и считал вечную борьбу между людьми необходимым условием общественного прогресса.
«Как мне повезло, как мне невероятно повезло, что я живу в эру Мао Цзэдуна! — повторяла я про себя. — Как дети в мире чистогана могут жить без Председателя Мао, без надежды увидеть его?»
Мне хотелось что-нибудь сделать для них, спасти их из капиталистических джунглей. Я приняла непоколебимое решение: все силы положить на строительство сильного Китая, который возглавит мировую революцию. Быть может, ударным трудом я заслужу встречу с самим Председателем Мао. Это стало целью моей жизни...