Что угрожает раю на земле?
Что мы знаем об Океании? Сразу оговоримся: речь не пойдёт о благополучных Австралии и Новой Зеландии, которых в англоязычных источниках также причисляют к этому региону. Речь о малых островных государствах, о которых что-то известно главным образом из путевых заметок туристов в блогах или каких-либо этнографических статей. Тем не менее там тоже существуют страны со своими национальными экономиками и политическим строем.
Наивно думать, что государства Океании представляют для соседей столь же малый интерес, насколько малы их размеры и ВВП. Достаточно упомянуть о рыбных ресурсах Океании. На фоне остальных частей Мирового океана, где запасы тают на глазах, они просто огромны. Таких уникальных коралловых рифов нет больше нигде в мире. Через островные государства Океании проходят важные транспортные потоки. Но это ресурсы только природные, не следует забывать, что островная Океания представлена четырнадцатью государствами, которые, хоть и по площади суши входят в категорию карликовых, но всё же осуществляют свою политику и входят во многие международные организации. Эти страны имеют общее географическое пространство, достаточно однородное; у них сходные географические и климатические условия, социальная ситуация и цели внешней политики. При этом у них один общий серьёзный недостаток — слабое развитие национальных вооружённых сил. Только четыре из четырнадцати стран имеют регулярную армию, да и в этой четвёрке значительная часть оборонительных функций переложена на полицию и внутренние войска. Флот, как военный, так и гражданский, развит также крайне слабо. Эти аспекты уже после первых провозглашений независимости от колониальных держав в регионе вынудили правительства новых государств создавать различные блоки и договоры: Секретариат тихоокеанского сообщества, Тихоокеанский островной форум, Южно-Тихоокеанский договор о ловле тунца и т.п.
Из зарубежных стран наиболее активно свои геополитические интересы в регионе продвигает Китай. По количеству дипломатов в 14 странах Океании он является лидером, так же как и по торговле с этими странами, мало того, объём торговли Китая с островными государствами Океании в два раза больше, чем у Океании с США.
Главный политический вопрос, который стоит перед китайской дипломатией в Океании, связан с признанием независимости Тайваня. Как известно, только 23 страны во всём мире признают тайбэйское правительство, 6 из них находятся в Океании: Кирибати, Маршалловы острова, Науру, Палау, Соломоновы острова и Тувалу. Чтобы добиться своего, Китай применяет политику кнута и пряника, в которой на пряники денег из бюджета явно уходит куда больше, чем на кнуты. Тем островным государствам, которые не признают Тайвань, Пекин увеличил размер экономической помощи, выделив в 2007 году 300 млн долларов. Признающие Тайвань страны не получили ничего, мало того, Китай закрыл в них свои посольства.
Экономические интересы Китая связаны главным образом с природными ресурсами: рыбой, лесом и минералами. Китай является крупнейшим в мире производителем и экспортёром рыбы, а Океания — главная зона ловли тунца на планете. Следует учесть, что в силу географической специфики региона микроскопические государства Океании контролируют огромные морские владения, где ведётся вылов этой рыбы и многих других ценных промысловых рыб. Например, Республика Кирибати занимает площадь, аналогичную половине Род Айленда, самого маленького штата США, при этом имеет морские владения, превышающие по размерам в 5 раз штат Техас и в 8 раз штат Калифорнию. В целом 14 государств региона имеют права на 20 млн кв. километров океана, это в 2 раза больше, чем континентальная часть США.
В настоящий момент в Федеративных Штатах Микронезии и на Фиджи базируются рыболовецкие флоты Китая. Китай инвестировал средства в строительство крупных рыбных заводов в Вануату, на островах Кука и в Папуа — Новой Гвинее, в строительство штаб-квартир Комиссии по рыболовству в Западной и Центральной части Тихого океана в Микронезии. Пекин импортирует значительное количество леса из Соломоновых островов и Папуа — Новой Гвинеи, инвестирует в сектор добычи полезных ископаемых, открыв в 2006 году никелевые и кобальтовые рудники. Торговля Китая со странами Океании выросла с 743 млн долларов в 2006 году (для сравнения: торговля США с Океанией составляла 393 млн долларов) до почти 2 млрд долларов в 2007 году, а на текущий год намечена цифра в 3 млрд долларов.
Основной соперник Китая в Океании — США. В Вашингтоне обеспокоенность вызывает не столько рост экономического присутствия Китая в Океании, сколько то, что численность китайских военнослужащих в регионе превышает численность сил объединённого командования ВС США в зоне Тихого океана, а также хорошая укреплённость так называемых островных цепей, которые тянутся от Марианских островов до Микронезии.
Так, капитан Соверен Томас писал месяц назад в Naval War College Review: «В случае какой-либо крупной военной акции США в Тихоокеанском регионе (на Тайване, например) эти острова могут приобрести транспортную значимость». Тонкий намёк на толстые обстоятельства.
Интересы США в Океании как раз в большей степени военные, чем коммерческие или политические. После перевода американской военно-морской базы с Окинавы на Гуам транспортное значение Океании возросло ещё больше. Сами же военные сетуют на то, что сотрудничество с государствами Океании однобокое, оно связано только с военным присутствием, в то время как гуманитарному сотрудничеству не уделяется внимания. Австралия, которая до прихода к власти лейбористов вела проамериканскую политику, сейчас понемногу сходит с американской орбиты. Позиция современной Австралии относительно Океании — не вмешиваться в дела островных государств. Зато в экологических вопросах лейбористы проявляют очень большую активность.
Действующий министр охраны окружающей среды и культурного наследия Питер Гаррет известен далеко за пределами Австралии как экологический и правозащитный активист, являясь по совместительству фронтменом и автором большинства текстов песен рок-группы Midnight Oil. The Oils, как называют группу в Австралии, существуют с начала 1970-х годов, после недолгого перерыва в творческой деятельности они воссоединились в прошлом году. Группа известна своими скандальными акциями против деятельности ряда транснациональных компаний. «Под раздачу» Гаррета в своё время попали такие корпорации, как Exxon Mobile, McDonald’s, Coca-Cola и многие другие. А бывшему австралийскому премьеру Говарду Гаррет, должно быть, снится в кошмарных снах после выступления Midnight Oil на закрытии Олимпийских игр в 2000 году в Сиднее. Кому интересно — могут посмотреть это выступление на YouTube, также там можно посмотреть запрещённые на австралийском телевидении клипы «Труганини» и «Кладбище в душе»; первый запретили из-за сцены сожжения британского флага, второй — из-за явно агрессивного отношения к McDonald’s.
Стратегия Гаррета и действующего правительства в целом — не допускать никаких действий, которые могли бы ухудшить экологическую обстановку в Океании. То, что Науру и Кирибати могут исчезнуть с лица земли из-за повышения уровня Мирового океана, заботит за пределами этих стран не только Гаррета, которого заботило всё и всегда. Это создаст очень много проблем соседним странам, в первую очередь это приток беженцев, необходимость пересматривать транспортные потоки и многое другое. Поэтому позиция австралийского правительства лейбористов найдёт сторонников не только в Океании, но и во всём мире.
В действительности же проблема повышения уровня Мирового океана может заботить рядовых жителей Океании даже больше, чем политиков экологической направленности. От Науру, например, вполне может остаться один всем известный домен .nu. Мало того, что этот остров уже обделила природа, практически не дав ему проточной пресной воды (рек на Науру нет), так ещё и поставила жителей в зависимость от уровня океана: ведь берег на острове находится выше уровня моря только на пять метров. Учитывая, что основное население Науру живёт вдоль берега, можно предположить возможные последствия затопления. Уровень же благосостояния бывшего островного Кувейта снижается, так как запасы фосфоритов, которые были некогда источником баснословных доходов на острове, исчерпываются. Добыча фосфоритов, кстати, стоила острову лесов, на месте которых теперь отработанные карьеры, которые пока ещё не удалось окультурить.
В Тувалу, ещё одном карликовом государстве Океании, ситуация ещё «веселее». Уровень суши там — 1 метр над уровнем моря. Так что это первый кандидат на роль современной Атлантиды. Возникает другой вопрос: что будет делать в случае утопления Тувалу интернет без домена .tv? Или же на месте Тувалу построят другой остров — на сваях, например, только чтобы сохранить домен? То количество населения, которое там проживает, переселить не очень-то и сложно. Тем более в мире случаются катаклизмы и похлеще, чем если бы государство Тувалу вместе со всеми жителями ушло под воду: люди в благополучных странах продолжают жить как жили, думая, что это может случиться с кем угодно, только не с ними.
Комментарии
извините хорошую жизнь мы люди себе создавать не желаем, а никому другому это и не надо.