Немецкий психиатр призывает лечить нормальных людей

На модерации Отложенный

\"Иванов с ума сошел, Петров свихнулся, у Козлова крыша поехала…\" Как легко мы ставим подобные диагнозы! Известный немецкий психиатр призывает здесь к осторожности и добавляет: лечить надо не больных, а здоровых.

Как легко, чуть ли не походя, мы объявляем знакомых и незнакомых нам людей \"психами\"! И как часто это приводит к весьма тяжелым последствиям для мнимых или (что в данном случае, скорее, исключение) для действительно психически больных людей - в семье, на работе, в кругу друзей...

Здоровый Сталин

Известный немецкий врач-психиатр Манфред Люц (Manfred Lütz) этим серьезно озабочен. Причину он видит в том, что люди, в общем-то, имеют весьма слабое представление о психиатрии и психотерапии. Что такое, например, анорексия, когда девочки искусственно морят себя голодом, сегодня знает каждый, а что такое шизофрения - не знает толком никто, хотя это гораздо более серьезное и более распространенное заболевание.

Компенсируя этот пробел, Манфред Люц в очень увлекательной и доступной форме описывает в своей новой книге несколько \"типовых\" душевных заболеваний. Но его книга - не учебник психиатрии. Автор учит другому - толерантности, снисходительности и, что самое главное, осторожности в диагнозах. \"Наша проблема - не больные, - подчеркивает он. - Наша проблема - так называемые нормальные люди\". Книга Люца, входящая сейчас в первую тройку немецких бестселлеров в списке \"нон-фикш\", так и называется: \"С ума сойти! Мы лечим не тех\".

Как признается Люц, даже профессиональным психиатрам бывает порою трудно провести границу между психически больными и \"так называемыми\" здоровыми людьми (эта прибавка - \"так называемые\" - очень часто встречается в данном контексте на страницах книги). Был ли, скажем, психически больным - в клиническом, профессиональном смысле этого определения - Сталин, явно страдавший манией величия и болезненной подозрительностью? \"Нет\", - категорически отвечает Люц. Даже воплощение зла вполне может быть рационально. \"Безумно нормальными\" называет подобных людей немецкий психиатр.

Слуховые галлюцинации Франциска Ассизского

\"Нормальными\" он считает (на совершенно другом, конечно, уровне) кривляющихся эстрадных юмористов, эгоманов, раздевающихся - в буквальном и переносном смысле - на глазах у телезрителей, шоуменов, устраивающих испытания по съеданию червяков, тех, кто в этих испытаниях участвует, и тому подобную публику.

\"Они нормальны с точки зрения медицины, - замечает Люц, - но их не мешало бы подлечить\".

А вот какой диагноз поставить, например, Франциску Ассизскому? Легендарный католический святой, ставший основателем нищенствующего ордена францисканцев, на первый взгляд, является \"классическим\" шизофреником. Он слышал за обедней голоса, рассказывал о своих видениях, отказался от родного отца, объявив, что впредь будет считать своим отцом Господа, вестником которого себя провозгласил... Налицо слуховые галлюцинации, одержимость навязчивой идеей, мания величия, то есть типичные симптомы шизофрении, - решил бы современный психиатр и взялся бы лечить Франциска.

\"От чего лечить?!\" - спрашивает Манфред Люц. Ведь дело врача - избавлять человека от страданий или хотя бы уменьшить их. А Франциск Ассизский совсем не страдал. Наоборот: он был счастлив и делал счастливыми других людей. Его коммуникативная компетентность была поразительна. Ни о какой социопатии - то есть о патологической неспособности адаптации в обществе, социуме - не могло быть и речи. В общем, психиатру тут делать нечего.

Депрессивное мышление

Автор книги \"С ума сойти! Мы лечим не тех\" подчеркивает, что дело как раз в том, страдает ли человек, есть ли клиническая аномалия в его отношениях с обществом. Это решающий фактор. \"Мы должны быть здесь исключительно осторожными и не спешить каждого неординарного человека объявлять психически больным, - подчеркивает Люц. - Только тогда, когда неординарность приносит ему страдания, психиатр обязан помочь. А если человек доволен жизнью, и окружающим особого вреда нет, то врачу здесь делать нечего\".

Кстати говоря, быть довольным жизнью, по мнению Манфреда Люца, не так уж сложно. Конечно, не деньги, не собственность, не потребительский азарт делают людей счастливыми, но отношение к жизни. Более легкое отношение, чем это характерно для большинства немцев, - замечает врач. \"Я думаю, это хорошо, когда человек радуется жизни, когда он не слишком задумывается о своем психическом самочувствии, - пишет Люц. - А если каждую слезу интерпретировать как депрессию, что, увы, типично для нашего времени, то мы замучаемся лечить здоровых людей. И на действительно больных уже не будет времени\".